Роль ассоциативных, смысловых и структурных связей в запоминании


   Процесс запоминания напрямую зависит от тесноты связей в запоминаемом материале, идет ли речь об ассоциативных, смысловых или же структурных связях.
   Виды связей в запоминаемом материале
   Зависимость от ассоциативных связей
   Первые классические экспериментальных исследования памяти проводили: Г. Эббингауз, Г. Э. Мюллер, А. Пильцекер, Ф. Шуман. Эти исследования были целиком построены на учении об ассоциациях. Основной идеей этого учения было то, что факт внешней смежности впечатлений сам по себе признается достаточным для установления связи между представлениями и для их воспроизведения.
   Эббингауз и последователи пользовались рядами бессмысленных слогов, состоящих из трех букв (одной гласной, расположенной между двумя согласными, например туг - фал - дор - сэт), с выключением всех тех комбинаций, которые давали какое - либо осмысленное слово. Такие подборки давали возможность получить однородный материал и создать единообразные условия для различных испытуемых. Отсутствие осмысленного содержания в заучиваемом материале и смысловых связей в нем было для Эббингауза несущественно, потому что для него процесс воспроизведения определялся фактом создающей ассоциативные связи внешней смежности заучиваемого материала.
   Ассоциативные связи (связи по внешним атрибутам запоминаемого материала - сходству, контрасту, смежности во времени и пространстве) имеют безусловно значительную роль в запоминании, особенно в элементарных формах памяти, при механическом заучивании.
   Поздние исследования в области памяти показали, что работа памяти в целом не сводится к одним лишь ассоциациям.
   Зависимость от смысловых связей
   Существенную роль в запоминании играют смысловые связи. Память человека и вообще животных носит осмысленный характер. Если сравнить результаты экспериментов по запоминанию случайных наборов бессмысленных слогов и случайных наборов осмысленных слов, случайных наборов осмысленных слов и связного текста, то становится видно, что работа памяти находится в прямой зависимости от наличия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые целые.
   В ряде исследований разных учёных было показано, что количество объединённых во фразу слов, которые запоминают испытуемые, в несколько раз превосходит количество запоминаемых ими - при прочих равных условиях - бессвязных слов. Сам факт лучшего запоминания осмысленного материала сейчас ни у кого не вызывает сомнения. Это легко находит подтверждение и в повседневной жизни.
   Запоминание с помощью смысловых связей нельзя объяснить, сводя смысловые связи к тем же ассоциациям. Хоты бы потому, что по определению ассоциация - связь на основе внешнего, формального сходства. При смысловом запоминании запоминаются не только (а иногда и не столько) собственно объекты запоминания, например заучиваемые тексты, но ещё и основные идеи, стоящие за этими текстами. Подавляющее большинство людей не может после одной читки воспроизвести потом содержание среднего по объёму абзаца текста, однако с лёгкостью перескажут все основные идеи, заложенные в тексте, если, конечно, текст не выше их уровня культурного развития.
   При воспроизведении осмысленного текста его основные, наиболее существенные по смыслу части воспроизводятся значительно лучше; забывается по большей части второстепенное, несущественное. Несущественное, таким образом, отсеивается; существенные же по смыслу части как бы вычленяются из смежных с ними, но существенно по смыслу с ними не связанных частей, объединяясь в памяти с теми, с которыми их связывает смысловой контекст.
   Таким образом, вместо механического воспроизведения смежных частей, которое должно было бы иметь место согласно законам ассоциации, фактически при запоминании и воспроизведении осмысленного текста происходит значительно более сложный процесс смыслового отбора, в результате которого преимущественно закрепляется наиболее интересное для данного субъекта, основной смысловой остов текста.
   Смысловое запоминание сильно зависит от культурного уровня человека и условий проведения эксперимента. Если испытуемому предложить сначала запомнить довольно большой текст, а потом его пересказать по определённому плану, то, меняя эти планы, можно убедиться в том, что меняются и ответы испытуемых. Здесь существенным является то, что испытуемые должны заранее знать о структуре плана.
   При смысловом запоминании человек почти сразу меняет сложные и непонятные слова и грамматические конструкции на схожие, но более лёгкие.
   В ряде экспериментов было показано, что запоминание выражающей мысль речевой формы и запоминание самой мысли не совпадают. Однако при этом речевая форма играет весьма существенную роль (иногда положительную, иногда отрицательную) в запоминании смыслового содержания.
   Основной принцип опосредованного запоминания заключается в том, что подлежащий заучиванию материал включается в более обширный контекст, с которым могут быть установлены осмысленные связи. Роль смысловых связей в запоминании одна лишь может объяснить упорядоченный характер воспроизведения, выражающийся в соответствии воспроизводимого материала той задаче, при разрешении которой происходит воспроизведение.
   Как говорил С. Л. Рубинштейн: "Как ни существенна роль смысловых связей в процессе запоминания и воспроизведения, не подлежит, однако, сомнению, что превращение смысловых связей в единственную и универсальную основу памяти было бы тоже не обоснованно". Ряды цифр, статистические данные, различные константы, номера телефонов запоминаются обычно не по смысловым связям. Но, с другой стороны, отсутствие смысловых связей не означает еще, что запоминание основывается только на ассоциациях.
   Зависимость от структурных связей
   Под структурными связями понимается членение и объединение материала посредством его ритмизации, симметричного расположения и т. п.
   Общеизвестно, что стихи запоминаются легче, чем нерифмованный материал. Это объясняется тем, что благодаря ритму и рифме словесному материалу придается структурная оформленность.
   Тщательное экспериментальное исследование показало, что при запоминании пространственного ряда бессмысленных слогов или букв известную роль играет установление между ними определенных пространственных отношений, их объединение в группы, фигуры и прочее. При слуховом восприятии материала существенную роль играет объединение материала посредством его ритмизации.
   С этим уже связано и то обстоятельство, что при прочих равных условиях обычно особенно хорошо запоминаются начало и конец материала как структурно более выделяющиеся части.
  
   Литература С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.




Просмотров: 1778
Категория: Хрестоматия



Другие новости по теме:

  • Аппаратчик химической чистки
  • Ассоциации как способ запоминания
  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 6.1. Прогнозируемые последствия вступления закона
  • Виды памяти и их особенности
  • Влияние впечатлений и эмоций на память
  • Дауншифтинг
  • Жесты нервозности
  • Запоминание
  • Индивидуальные различия памяти у людей
  • Инфантильность
  • Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
  • Качество запоминания
  • Концепции мышления в отечественной и зарубежной психологии. Основные тезисы
  • Коротко о памяти
  • Методика "Закономерности числового ряда"
  • Методика "Сложные аналогии"
  • Методы исследования памяти. Основные тезисы
  • Методы исследования эмоций. Основные тезисы
  • Мнемонические упражнения
  • Некоторые эффекты и законы памяти
  • Общее представление о памяти человека
  • Осмысленное восприятие
  • Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти
  • Память. Основные тезисы
  • Повторение
  • Психодиагностическая методика "Три желания"
  • Психолог на предприятии
  • Раклист
  • Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы"
  • Этапы развития депрессии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь