|
Социальный аспект организаций
Существуют три важнейших элемента организационного окружения:
- структурные характеристики, - характеристики целеполагания, - социальный аспект. Работа в любой организации = работа с людьми. Люди, с которыми мы работаем, могут значительно воздействовать на наше поведение. Хауторнские (Hawthorne) исследования Целью этих исследований, проводившихся Майо (Mayo), Ротлисбергером (Roethlisberger) и Диксоном (Dickson), было изучить эффект освещения, периодов отдыха, методов оплаты и других факторов на продуктивность фабричных рабочих. Результатом этих исследований стало открытие так называемого "хауторнского эффекта". Обследованные работники выделили шесть основных факторов, влиявших на их отдачу (в порядке важности): 1. Маленькая величина группы. 2. Тип руководства (супервизии - supervision). 3. Заработок. 4. Новизна ситуации. 5. Заинтересованность в результатах эксперимента. 6. Внимание к находящимся в тестовой комнате. Последние три фактора и составляют хауторнский эффект, то есть искажение результатов эксперимента под влиянием самого факта проведения эксперимента. Еще одним результатом исследований было выявление зависимости производительности от идеологии, которой придерживалась группа наблюдаемых работников. В этой группе устанавливались собственные нормы производительности, и каждый ее участник придерживался их, а не официально принятых на фабрике. При этом неофициальные нормы могли быть как выше, так и ниже официальных. В результате этих экспериментов были сделаны следующие выводы: 1. Организация - это нечто большее, чем просто собрание индивидуумов. Это социальная система, где люди имеют друзей и врагов, равно как свои надежды, страхи и стремления. 2. Уровень производительности зависит не только от управленческих стандартов, но и от общественных норм, установленных в каждой группе. 3. Неэкономические поощрения часто являются не менее важными, чем экономические. Друзья и межличностные отношения - это важная часть работы индивидуума. 4. Работники не всегда реагируют как индивидуумы, действующие в одиночку. Группы часто принимают решения, даже если они не являются признанными частями формальной организации. Под влиянием этих и подобных исследований возникло движение человеческих отношений (human relations movement). Оно занимается изучением неформальной общественной структуры внутри организаций. Просмотров: 2157 Категория: Статьи Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|