БАЙТУРСЫНОВ АХМЕТ

(1873 – 1937) Ученый лингвист, тюрколог, просветитель-педагог, талантливый переводчик русской поэзии, автор ряда учебных пособий, общественный деятель. В свое время он стал жертвой несправедливости, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна истории, народу возвращены имена таких его деятелей как Ахмет Байтурсынов и других. Родился в урочище Сарытубе Тургайского уезда в бедной семье. В 1882 – 1884 гг. учился у аульного муллы. После ареста отца за неповиновение властям (1885 г.) поступил в 1886 г. в Тургайское русско-казахское двухклассное училище. В 1891-1895 гг. учился в Оренбурге в киргизской (казахской) учительской семинарии. В 1895-1909 гг. преподавал в аульных, волостных училищах Актюбинского, Кустанайского и Каркаралинского уездов. В период революции 1905-1907 гг. придерживался общедемократических взглядов, выступал как просветитель и призывал казахов к дружбе с русским народом. За политическую неблагонадежность неоднократно арестовывался царской охраной. В 1909 г. без следствия и суда около шести месяцев содержался в Семипалатинской тюрьме и был выслан на два года за пределы Казахстана, а на протяжении семи лет, с 1917-1919 гг. находился под надзором полиции. В эти годы он занимался созданием первых учебных пособий по казахскому языку, организовывал в аулах национальные школы. Начиная с 1913 до 1917 гг. он редактировал газету «?аза?». На ее страницах он опубликовывал немало статей по вопросам просвещения, литературы и языкознания, знакомя читателей с богатым культурным наследием казахского народа, призывая их к свету знаний. Ахмет Байтурсынов стоял у истоков становления казахского литературного языка и литературоведения. В эти годы он издал целый ряд работ по проблемам методики преподавания грамматики, фонетики, морфологии. Многое им сделано для развития теории и истории казахской литературы и культуры, тюркологии. Им опубликованы сотни статей по общественно - политическим, философским, экономическим, этико-эстетическим проблемам. Тщательно изучив природу казахского языка, создал новый казахский алфавит, приняв за основу арабский, написал труд «Порядок правописания». Наряду с работой учителя и занятием наукой, активной общественной деятельностью, А. Байтурсынов плодотворно работал в области художественного слова, принимал участие в развитии реалистических, гуманистических, просветительских традиций казахской литературы в условиях ХХ века. В своем сборнике «Сорок басен» (это творческий перевод басен И.А. Крылова) автор связывает сюжет басни с конкретными явлениями из казахской жизни. Его стихи «Сорок басен» и «Комар» в основном посвящены вопросам культуры, науки, просвещения, прогресса. В них он выступает как продолжатель просветительских взглядов своих предшественников – Ш. Уалиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева. Большая заслуга Ахмета Байтурсынова в исследовании истории и теории литературы. В 1912 г. впервые им написан «?лiппе». Он также выпустил ряд учебников: «О?у ??ралы», «Тiл ??ралы». Эти учебники до 1928 г. неоднократно использовались в школах. Впоследствии отдельные из них были дополнены и переизданы. Он систематизировал и собрал казахские термины и пословицы, сказания и песни, которые и сейчас живут в народе. В 1918-1919 гг. в рядах Алаш-Орды (национальная партия) он принимал участие в разработке программы партии. В 1919 г. он входил в состав Каревкома, получает мандат за подписью Ленина, становится заместителем председателя. Байтурсынов внес заметный вклад в подготовку государственности казахского народа. После образования Казахской АССР он два года проработал наркомом просвещения республики. В 1922-1925 г.г. он был председателем научной литературной комиссии, а в 1925-1929 г.г. преподавателем института Казахского народного просвещения и КазПИ. Тяжелые дни перегиба в числе государственных и культурных деятелей без всяких оснований в 1929 г. Байтурсынов был арестован, осужден и выслан в Архангельск. В 1934 г. по ходатайству жены М. Горького Е. Пешковой, работавшей тогда в комиссии Красного Креста, он был освобожден, вернулся в Алма-Аты, но свобода длилась не долго. В 1937 г. он был вновь арестован по ложным обвинениям и расстрелян. Только спустя полвека, справедливость восторжествовала, в 1988 г. Верховный суд Казахской ССР отменил приговоры и полностью оправдал А. Байтурсынова, незаконно репрессированного в 30-е гг. Такой тяжелой была судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа. В настоящее время Институту языкознания Академии наук Казахстана присвоено имя Ахмета Байтурсынова.

Просмотров: 3322
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Кусаинов Г.М., Кусаинова М.А. Психолого-педагогический словарь, фрагмент. Усть-Каменогорск, Изд-во, 2007.




Другие новости по теме:

  • «ЗАКАТ ЕВРОПЫ. Очерки морфологии мировой истории»
  • «ИЗ ГЛУБИНЫ. Сборник статей о русской революции»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • »ЕЖЕГОДНИК МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕМИИ НАУК СССР»
  • »ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • Автор как переводчик себя
  • БИБЛИОГРАФИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • БИБЛИОГРАФИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ЖАНРЫ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в античности
  • ИЗ ГЛУБИНЫ. Сборник статей о русской революции
  • ИЗДАТЕЛЬСТВА ДЕТСКОЙ И IOHOШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • Картотека заглавий художественной литературы
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (МАПРЯЛ)
  • МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
  • МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (МНП)
  • МОНОГРАФИЯ КАК ЖАНР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья
  • СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • Теоретический анализ научной литературы -
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • ФИЛОСОФИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь