Заикание (STUTTERING STARMMERING)

- клинически значимое нарушение плавности речи в виде частого повторения и удлинения звуков речи (фонем, слогов, слов), нерешительностью артикуляции, иногда сопровождающееся сопутствующими движениями лица и/или других частей тела (Каплан, Сэдок, 1994). Существует ряд гипотез происхождения заикания (наследственная, связанная, в частости, с синдромом ломкой Х-хромосомы; семантогенная, то есть рассматривающая его как выученную патологическую реакцию на неправильное повторение слогов и слов в раннем детстве; конституциональная, органическая и др.; основной является психогенная модель заикания, то есть вызванного острым или хроническим стрессом). Заикание встречается у 5% детей, у мальчиков в 3 раза чаще, нежели у девочек. Начинается оно в возрасте до 12 лет, в большинстве случаев между 18 месяцами и 9 годами. Имеется 2 острых пика начала заикания - между 2-3 и 5-7 годами (то есть в критические периоды развития мозга и психическккого созревания). Заикание чаще развивается постепенно, в течение ряда недель, месяцев с повторения начальных согласных, целых слов, которые являются обычно первыми словами предложения или длинными словами. По мере прогрессирования расстройства повторения делаются всё более частыми и уже с постоянным заиканием на более важных по значению или трудных для произношения словах и фразах. Течение заболевания обычно хроническое с периодами частичных ремиссий, длящимися неделями и месяцами, и обострений, наиболее часто появляющимися при необходимости активно общаться. С появлением реакции личности на болезнь (логофобией - страхом говорить) типичными также становятся подмена особенно трудных для произношения слов, многословие, снижение самооценки, избегание ситуаций, требующих речи. Могут нарушаться взаимоотношения со сверстниками, возникать школьные проблемы, развиваться стеснительность, скованность в присутствии других людей, неуверенность в себе. Между тем заикание нередко исчезает у пациентов при чтении вслух, во время пения, разговора с животными или неодушевлёнными предметами, а также в разговоре наедине с собой. До 80% детей с заиканием, особенно лёгкой степени, спонтанно выздоравливают в подростковом возрасте или несколько ранее, а если и продолжают заикаться, то обычно лишь при волнении и не так уж сильно, без существенного нарушения коммуникативной функции. Небольшие нарушения ритма речи достаточно часто наблюдаются как преходящая фаза развития речи в раннем детском возрасте или как незначительный, но стойкий признак нарушения речи в позднем детстве и в зрелом возрасте. Заиканию могут сопутствовать другие расстройства психического развития, в том числе и речи. Лечение: речевая терапия (основной метод), индивидуальная и семейная психотерапия, поведенческая терапия. Наряду с собственно невротическим заиканием отечественные авторы (Ковалёв, 1979; и др.) различают неврозоподобное заикание, возникающее на фоне резидуальных явлений после повреждения головного мозга и органическое заикание, то есть нарушения звукопроизношения в связи с гиперкинезами мышц, участвующих в артикуляции и свойственных неврологической патологии. Синонимы: Бальбуцио (лат. balbutio – заикаться, запинаться, заикаясь называть, говорить невразумительно), Логоневроз (греч. logos – слово, понятие, учение; neuron – нерв, osis – суффикс, обозначающий болезнь).

Просмотров: 823
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • "F06" Другие психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью
  • "F80" Специфические расстройства развития речи и языка
  • "F80.8" Другие расстройства развития речи и языка
  • "F98" Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • F68.8 Другие уточненные расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
  • F80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные
  • F80.9 Расстройство развития речи, неуточненное.
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • F93.8 Другие эмоциональные расстройства в детском возрасте
  • F94.8 Другие расстройства социального функционирования в детском возрасте
  • Афазия у детей (расстройства развития речи)
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • ДОГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • ДОЭДИПОВА СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни
  • Другие расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F68.-)
  • Другие уточненные психические расстройства в связи с повреждением и дисфункцией мозга или физическим заболеванием.
  • ЗАИКАНИЕ (логоневроз)
  • ЗАИКАНИЕ НЕВРОЗОПОДОБНОЕ
  • ЗАИКАНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЕ
  • МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ (или БОЛЕЗНЬ, РЕАКЦИЯ или СИНДРОМ)
  • Нарушения общения при органических поражениях коры головного мозга
  • ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ВПФ) ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • Отчетливость артикуляции (членораздельность речи)
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • Речи нарушения
  • РЕЧИ НАРУШЕНИЯ
  • Соматические нарушения и неврологические расстройства. Патология развития черепа и мозга умственно отсталых больных
  • ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь