|
Я– вообще - осознающий себя и внешний мир индивид, фундаментальная, развивающаяся в социальных условиях и на основе предполагаемых врождённых способностей активная структура личности человека, интегрирующая в единое целое психологические и телесные функции, знания и интеллект, эмоции и мотивацию, сознание и бессознательное, исторический и личный опыт. Адекватное представление Я имеет чрезвычайно важное значение для понимания психопатологии человека, а последняя, в свою очередь, могла бы, вероятно, сыграть решающую роль в построении реалистической модели Я и её формирования в ходе индивидуального развития. См. Бессознательное. Существуют различные подходы к пониманию и определению данного термина: а) Я суть внутренний агент или сила, наделённая контролирующими и направляющими функциями в отношении мотивов, страхов, потребностей и др. Я в таком его понимании представляет гипотетическое существо, признанный аспект души с предназначенной ему определённой ролью. Это значение фигурирует в понятии А.Адлера о творческом Я, в системе Я Г. Салливана, в ранних работах К.Юнга; б) Я есть внутренний свидетель событий, компонент души, выполняющий интроспективные функции, такое Я, предположительно, может наблюдать за тем Я, которое представлено в значении «а». У.Джемс (1890) подчёркивает, что оба эти значения можно было бы лучше всего выразить словами «me» и «I», где «me» есть объект в первом значении, а «I» - знание о себе, Я во втором его значении. Другими словами, Я есть органическое объединение действующей и рефлектирующей частей личности. Обоснованность такой интерпретация Я подтверждают данные психопатологии, в частности, наблюдения о расщеплении единого Я на действующую и наблюдающую его стороны. См. также Редупликация самовосприятия; в) Я как совокупность опыта личности и её выражения, Я как живое существо. Такие термины, как «эго», «личность», «индивид», «организм» и т.п. вполне могут быть синонимами Я в этом значении термина; г) Я как синтез, как организованное персонализированное целое. Это значение подобно значению «б», но, в отличие от него, оно содержит коннотацию того, что человек концентрируется на интегративном аспекте своей личности. Те, кто использует термин в таком его значении, часто близком представляемой «личности», нередко понимают под ним некий логический конструкт, который выводится косвенно из ощущений индивидом своей личностной непрерывности, несмотря на объективные и значительные изменения его во времени; д) Я как сознание, осведомлённость, концепция личности, Я как идентичность. Подходящим синонимом является здесь термин Г.Олпорта «проприум»; е) Я как абстрактная цель или конечный пункт на некотором личностном измерении. Это значение встречается в более поздних работах К.Юнга, в которых Я понимается как самость, окончательный, развитый архетип, находящийся между сознательным и бессознательным, а достижения Я – заключительное выражение духовного развития человека. Косвенно такое же понимание Я выражает А.Маслоу термином «самоактуализация». Таким образом, значения «а-д» констатируют существующие аспекты личности, в значении «е» подчёркивается, скорее, потенциал личности; ж) в психопатологии – психологическая структура, разрушение которой является основным источником симптомов психического расстройства. При этом преобладающей является тенденция, согласно которой упомянутое разрушение в первую очередь затрагивает наиболее сложные функции Я, связанные с самоосознаванием, сознанием, высшими чувствами, интеллектом и творчеством. В психоанализе и бихевиоризме на этот счёт существует прямо противоположная точка зрения, из которой вытекает, что нарушения высших функций является следствием повреждения более простых, элементарных.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|