САМОЗВАНСТВО (самозванчество, самопровозглашение)

- В конкретно-историческом плане – явление «смутного времени» (конец XVI – начало XVII вв), претензии на русский престол авантюристов под именем якобы чудесно спасшегося царевича Димитрия (Лжедимитрий I, Лжедимитрий II. В дальнейшем С. – распространенное явление российской истории: «царевич Петр», Емельян Пугачев как «Император Петр III», кн.Тараканова и др. Формой самозанства стал большевистский переворот, создание государства партийной кликой во главе с лицами под кличками и псевдонимами, действовавшими «от имени» пролетариата и беднейшего крестьянства. С. связано с патриархально-общинным характером легитимной власти, предполагающим не личностную ответственность, а принадлежность общности (роду, династии, партии), от имени которой утверждается легитимность.

В философско-нравственном плане – феномен сознания и судьбы, противостояший свободе и ответственности, готовность использовать других во имя самочинно провозглашаемых целей, готовность и стремление делать других счастливыми помимо и вопреки их воле, решать за других «от имени», «во имя». С. , в конечном счете, чревато уходом от ответственности, невменяемостью и насилием. Самозванец действует не от себя-свободного и ответственного, а самозабвенно представительствует. Поэтому С. – бегство от себя-вменяемого, примат воли в ущерб свободе. Если в призвании личность видит себя средством достижения некоей, в конечном счете - общей цели, то самозванец видит в других средство реализации себя как цели. С. – не эгоизм, который, выдвигая на первый план собственные интересы, не обязательно навязывает их другим. Не совпадает С. и с мессианством, в котором преобладает призвание и служение. С. – антиэкологично, т.к. самозванец – временщик, насильник, но не хозяин и творец. Границы С. и свободы, творчества, призвания, святости, любви – есть границы добра и зла. Как любое зло, С. не устранимо полностью, но единственно достойный личности удел – борьба с ним, т.е. самоопределение, свобода и ответственность.

По мере выявления все более неоднозначных корней, результатов и перспектив рационализма Просвещения (XVIII XIX вв), осознания итогов XX и перспектив XXI в., С. становится одним из центральных понятий метафизики нравственности и персонологии. Источник с. – персонологический кризис, утрата идентичности, отказ от собственного имени как твердого десигнатора. Отсюда культурные феномены, сопровождающие с.: двойничество, раздвоение, разорванное сознание, узурпация чужой персоны.

----------

1. Тульчинский Г.Л. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб: РХГИ, 1996.

2. Тульчинский Г.Л. Испытанием именем, или Свобода и самозвантсво. СПб 1994.

3. Brower S. Тема самозванчества в «Бесах». – препринт 2001.

Г.Л.Тульчичнский

Просмотров: 950
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Т.В.Артемьева, И.П.Смирнов, Э.А.Тропп, Г.Л.Тульчинский, М.Н.Эпштейн. Проективный философский словарь, 2002 г.




Другие новости по теме:

  • "F02*" Деменция при других болезнях, классифицированных в других разделах
  • "F02.8х*" Деменция при других уточненных болезнях, классифицированных в других разделах
  • F54 Психологические и поведенческие факторы, — связанные с расстройствами или заболеваниями, классифицированными в других разделах
  • F54 Психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках
  • «ТЕОДИЦЕЯ», «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла»
  • «ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ»
  • «ЭТИКА, ИЛИ ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • Автор как переводчик себя
  • аффективное расстройство, резидуальное, связанное с употреблением алкоголя или других психоактивных средств
  • БОГОМИЛЬСТВО (по имени священника Богомила)
  • ГОТОВНОСТЬ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ
  • Деменция при других уточненных заболеваниях, классифицированных в других разделах.
  • ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • КОЛОНИЯ имени М. ГОРЬКОГО
  • КОЛОНИЯ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО
  • КОММУНА ИМЕНИ Ф. Э. ДЗЕРЖИНСКОГО
  • КОММУНА имени Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО
  • Обращение (называние) по имени-отчеству
  • Обращение (называние) по уменьшительному имени
  • ОБЪЕМ ИМЕНИ
  • ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗАДАЧУ, СЕБЯ, ДРУГИХ
  • Павликиане (по имени апостола Павла)
  • Права и ответственность журналистов и других работников телевидения
  • Правильное употребление имени
  • САМОЗВАНЕЦ
  • СОДЕРЖАНИЕ ИМЕНИ
  • употребление (алкоголя или других психоактивных средств)
  • ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ
  • Фрейм -«как если бы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь