КОММУНА ИМЕНИ Ф. Э. ДЗЕРЖИНСКОГО

воспитат. учреждение в УССР (1927 — 2-я пол. 30-х гг.). Создана в пос. Новый Харьков (пригород Харькова) в системе учреждений VIIV для борьбы с дет. беспризорностью на добровольные отчисления от зарплаты чекистов Украины. Организатор к зав. коммуной (с 1932 — нач. пед. части) — А. С. Макаренко (до 1935). Коммуна продолжала опыт Колонии имени М. Горького. Ядро коммуны составили воспитанники колонии, в коммуну поступали беспризорные дети и дети из семей. Коммунары получали широкое общее образование. Одним из осн. принципов воспитания в коммуне было соединение обучения с производит. трудом. Первоначально воспитанники ежедневно работали 4 часа в мастерских (1927—29), преобразованных затем в производств. цехи. Результаты производит, деятельности коммунаров позволили перейти в 1929 на самоокупаемость и отказаться от дотаций. В 1932 открыт завод электроинструментов, выпустивший первую сов. электросверлилку марки ФД-I, затем завод плёночных фотоаппаратов (изготовлена первая серия типа ФЭД), на к-рых коммунары выпускали продукцию, ранее ввозимую в страну из-за границы.

В коммуне действовал шк. комбинат, уч. база к-рого включала школу-семилетку (с 1934 полную ср. школу-десятилетку), подготовит, группы для поступающих на рабфак, рабфак Харьковского маш.-строит. ин-та (с 1930). В школе имелись хорошо оборудованные кабинеты по всем предметам. Чёткая организация жизни воспитанников позволила им заниматься творческой деятельностью в более чем 40 кружках, руководимых специалистами. Оркестр коммуны стал одним из лучших самодеят. коллективов УССР. Ежегодно летом все коммунары участвовали в походах в Москву, Крым, на Кавказ.

Ведущей силой воспитания в коммуне был коллектив. Его деятельность, как и в колонии им. М. Горького, организовывалась на основе конституции, осн. положения к-рой регламентировали работу органов самоуправления, порядок организации дежурств, самообслуживания, перечень обязанностей выборного актива и его прав, распорядок дня, правила поведения на произ-ве и в быту, формы учёта результатов социалистич. соревнования, поощрений, взысканий. Коммунары объединялись в отряды, а на произ-ве — в бригады. Все вопросы комму-нарской жизни решало общее собрание коллектива. Руководящий орган — совет командиров, избираемых на определённый период. Для текущих дел создавались комиссии: санитарная, хозяйственная и др., клубный совет, штаб социалистич. соревнования. Жизни коммуны посвящены произв. Макаренко «Марш 30 года», «ФД-I», «Флаги на башнях», пьеса «Мажор». С опытом коммуны ознакомилось св. 200 сов. и заруб. делегаций.

Лит.: Бобровская M. E., К истории дет. трудовой коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, ИАПН РСФСР, 1952, в. 38; Тер-Гевондян А. Г., Дет. производит, труд в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского, там же; Виноградова М. Д., Вопросы организации общего образования в школе коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, там же, в. 102; Терский В. Н., Клубные занятия и игры в практике А. С. Макаренко, М., 1959; Воспоминания о Макаренко. Сб. мат-лов, Л., 1960; Павлова М. П., Пед. система А. С. Макаренко и современность, М., 1980; Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания, под ред. В. М. Коротова, М., 1989.

 

Просмотров: 2904
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Антон Семенович Макаренко
  • ВЕЩЕСТВО, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ
  • Дома-коммуны
  • КОЛОНИЯ имени М. ГОРЬКОГО
  • КОЛОНИЯ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО
  • КОММУНА ИМЕНИ МАКАРЕНКО (КиМ)
  • КОММУНА имени Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО
  • КОММУНЫ МОНАСТЫРСКИЕ
  • МАКАРЕНКО
  • МАКАРЕНКО Антон Семёнович
  • МАКАРЕНКО Антон Семёнович (1888-1939)
  • МАКАРЕНКО Антон Семенович
  • МАКАРЕНКО Антон Семенович
  • МАКАРЕНКО Антон Семенович
  • МАКАРЕНКО Антон Семенович
  • Макаренко Антон Семенович (1888-1939)
  • О педагогическом общении: Макаренко А. С.
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для новорожденных
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ
  • Синдром Дзержинского
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • УТОПИЧЕСКИЕ КОММУНЫ
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • Формы организации воспитания
  • ШКОЛЫ-КОММУНЫ
  • Школы-коммуны
  • ШКОЛЫ-КОММУНЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь