КУЛЬТУРОНИКА

(culturonics) - гуманитарная технология, изобретательская и конструкторская деятельность в области культуры; активное преобразование культуры как следствие или предпосылка ее теоретических исследований.

В системе человеческих знаний-умений есть одно пропущенное звено. Науки, как известно, делятся на три большие группы: естественные, социальные и гуманитарные. У первых двух есть практические надстройки - методы преобразования того, что данные науки изучают, a а у третьей эта надстройка отсутствует, точнее, еще не приобрела своего места и функции в системе.

Культуроника в отношении гуманитарных наук есть то же самое, что по отношению к естественным наукам есть техника как преобразование природы, а по отношению к социальным наукам есть политика как преобразование общества. Гуманитарные науки остро нуждаются в своем собственной технологии и в своей собственной политике - отсюда и постоянные попытки технологизировать или политизировать гуманитарное мышление, пренебречь его спецификой ради выхода в конструктивное измерение. Культуроника - это практическая надстройка над науками о культуре, попытка воплотить трансформативный потенциал гуманитарного мышления, не утрачивая его специфики, не технологизируя и не политизируя феномена культуры. Культуроника - это конструирование новых форм действия в культуре, новых техник общения и познания, таких моделей творчества, которые были бы специфичны для культуры и вместе с тем работали бы на ее трансформацию.

Часто наука и техника различаются как сферы открытия и изобретения. Гуманитарные науки не меньше нуждаются в технологиях, в изобретениях и изобретателях, чем естественные. Понятие гуманитарных технологий

(techno-humanities) вовсе не предполагает, что гуманитарные науки должны заимствовать "техно" от технологий, основанных на естественных науках. Наоборот, естественные науки в свое время позаимствовали понятие "техно" у сферы искусств (греческое "techne", "собственно, и означает "искусство"). Теперь пришла пора вернуть "техно" в гуманитарную область.

Гуманитарным наукам должны соответствовать гуманитарные искусства - не те искусства, которые изучаются гуманитарными науками, а те рефлексивные практики, которые возникают на их основе. Гуманитарное мышление разворачивается как в форме наук, так и в форме вторичных искусств, включая искусства коммуникации, информации, знаковой кодировки и перекодировки, - искусства преобразования культуры, подобно тому, как первичные искусства преобразуют природу (скульптура преобразует мрамор, театр и танец - человеческое тело).

Мы спрашиваем у естественных наук, каков технический потенциал того или иного открытия. Так и про гуманитарную идею или теорию можно спросить: способна ли она породить новое культурное движение, исследовательский метод, художественный стиль? Можно ли на основе данной идеи создать новое интеллектуальное сообщество, творческую среду? Вот какие вопросы обращает культуроника к гуманитарным наукам, ища в них задатки искусств, творческих практик, интеллектуальных ремесел.

Культуроника возникает в связи с культурологией и на ее основе, поскольку именно исследование культуры выявляет ее нереализованные возможности. В отличие от культурологии, которая изучает известные культуры, культуроника изучает то, чего еще нет, - проектирует, моделирует и продуцирует возможные культурные объекты и формы деятельности, включая:

Новые художественные и мыслительные движения;

Новые дисциплины, методы исследования, философские системы;

Новые стили поведения, общественные ритуалы, знаковые коды, интеллектуальные моды;

Новые типы религий, культур и цивилизаций...

К культуронике относится деятельность таких культурных сообществ, которые порождают на основе определенных теорий определенные культурные практики, например, итальянские гуманисты, немецкие романтики, американдкие трансценденталисты, итальянские и русские футуристы, русские символисты и концептуалисты. Культуроника - это деятельность Д.С. Лихачева по экологической охране культуры, Ю. М. Лотмана по развитию и изучению семиосферы, Г. П. Щедровицкого по внедрению рефлексивной методологии в образовании, градостроительстве, дизайне, экономике. Среди новейших культуронических проектов и инициатив можно назвать движение "митьков" в Ленинграде-Петербурге, деятельность группы "Медицинская герменевтика" О. Ануфриева и П. Пепперштейна, "Выбор народа" и "Монументальную пропаганду" Виталия Комара и Александра Меламида, , художественная партия "Правда" (Нью-Йорк, 1991-1995), "ИнтеЛнет" (см.) Михаила Эпштейна.

Культуронику нельзя смешивать с художественным творчеством или другими формами действия внутри определенных предметных областей культуры. Культуроника - это метапрактика, метауровень гуманитарного сознания и действия. Так же, как в области естественных наук мы различаем явления природы (предмет науки) и технологические процессы (применение науки), а в области социальных наук - общественные процессы и их сознательную политическую трансформацию, так и в области гуманитарных наук следует различать три уровня:

1. предметный (формы первичной знаковой деятельности: язык, ценности, нормы, обычаи, верования, ритуалы, мифы, науки, искусства): КУЛЬТУРА

2. теоретический (познание, информация): КУЛЬТУРОЛОГИЯ

3. практический (деятельность на

основе познания, метапрактика, трансформация): КУЛЬТУРОНИКА

------------------------------------------------------

Михаил Эпштейн. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб, Алетейя, 2001.

Михаил Эпштейн

Просмотров: 291
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Т.В.Артемьева, И.П.Смирнов, Э.А.Тропп, Г.Л.Тульчинский, М.Н.Эпштейн. Проективный философский словарь, 2002 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»
  • «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»
  • Возникновение психологии как науки
  • выпуск услуг культуры и искусства
  • Гуманитарные науки
  • Гуманитарные науки
  • ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
  • ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
  • Гуманитарные науки
  • Гуманитарные науки
  • ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
  • Естественные науки
  • Естественные науки
  • ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • ПОЗНАНИЕ  КАК  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Природа телевидения как искусства
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь