СПИРМЕН

(Spearman) Чарльз Эдвард (1863—1945) — английский статистик и психолог, специалист в области экспериментальной психологии, методов оценки и измерения, теории,истории и философии психологии, психологии личности и социальной психологии. Окончил Лейп-цигский ун-т (д-р, 1906). Профессиональную деятельность начал с преподавания экспериментальной психологии в Лондонском университетском колледже, в котором проработал вплоть до отставки в 1931 г. (преподаватель, 1907—1911; профессор мышления и логики, 1911 — 1928; профессор психологии, 1928—1931; засл. профессор в отставке). Член Королевского общества (1924); президент Британского психологического общества (1923— 1926), поч. д-р и поч. чл. нескольких унтов, зарубежных академий и обществ. Один из самых влиятельных английских психологов XX столетия. Начинал свою карьеру в качестве офицера пехоты, прослужив пятнадцать лет в армии, в основном в Индии. В 34 года ушел в отставку и начал академическую жизнь. К систематическому изучению психологии приступил в 1897 г. в лейпцигской лаборатории В. Вундта, где в 1906 г. получил докторскую степень, а через год начал работать в Лондонском ун-те. Именно благодаря многолетним интеллектуальным усилиям С. возникла лондонская школа психологии, которая с позиций строгого реализма, статистики и психометрики занималась изучением человеческих способностей. Изучая корреляции между результатами выполнения различных заданий, С. внес значительный вклад в развитие факторного анализа в психологии: он разработал один из методов корреляций (названный корреляция Спирмена). Выдвинул также двухфакторную теорию интеллекта (The theory of two factors, 1923), согласно которой выделялись: общий (генеральный) фактор g, образующий основание любых успешных умственных действий и ряд специальных факторов, нужных для решения задач в отдельных областях. В дальнейшем сделал попытку распространить эту теорию на психическое в целом. В течение трех десятилетий двух-факторная теория подвергалась острой критике. Одни отрицали само существование общего фактора g как врожденного, других не убеждали его математические доказательства. В ответ на это С. и его сотрудники совершенствовали теоретическую и статистическую базу. Однако уже в 1930-х гг. представление о простой двух-факторной структуре интеллекта стало уступать появляющимся многофакторным теориям (Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда и др.). Еще одним направлением научных устремлений С. был поиск фундаментальных законов психологии. Его основные идеи описаны в книге The nature of intelligence and the principles of cognition (1923), где они приняли форму эмпирической эпистемологии, принципы которой поразительно согласуются с современными подходами в когнитивной психологии. С. также автор книг: The abilities of man, their nature and measurement, Macmillan, 1927; Creative mind, C.U. Press, 1930; Human ability/with L. Wynn Jones, 1950. JI.A. Карпенко

Просмотров: 1471
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • Видеотехника в психологии
  • Возникновение психологии как науки
  • Женевская школа генетической психологии
  • Женевская школа генетической психологии
  • ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • концепция кумулятивно-факторной причины (в психологии)
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • МЯСИЩЕВА ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ
  • Мясищева теория психологии отношений
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • ПРИНЦИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Принципы критериальной, или духовной, психологии
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ
  • принципы психологии
  • Степень доктора психологии
  • ТЕОРИЯ ПОЛЯ (в психологии)
  • условия (в психологии)
  • фактор (в психологии)
  • Факторы социальной психологии
  • ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ
  • ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ
  • ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь