ШВЫРКОВ

Вячеслав Борисович (1939-1994) — российский психофизиолог, автор системно-эволюционной теории нервной системы. Д-р медицинских наук (1978), профессор (1991), один из ближайших учеников П.К. Анохина. В 1964 г. закончил 1-й Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова. С 1972 по 1994 г. возглавлял лабораторию нейрофизиологических основ психики, созданную по инициативе и при участии П.К. Анохина. Ш. была сформулирована теория функциональных систем (ФУС), согласно которой между стимулом и действием имеют место не последовательные процессы сенсорного кодирования (сенсорные структуры) и формирования ответа (эфферентные структуры), а общемозговые системные процессы объединения нейронов в ФУС. Это объединение проходит ряд стадий, соответствующих известным стадиям развертывания (системным механизмам) ФУС и сопоставимых с внешне наблюдаемыми этапами действия, компонентами ЭЭГ-потенциалов и активациями нейронов. Обосновав идею о системном значении компонентов ЭЭГ-потенциалов и соответствующих им фаз нейрональной активности, Ш. обеспечил возможность использования традиционных показателей в качестве индикаторов протекания тех или иных системных процессов. Им было разработано представление о сопоставимости психических процессов, характеризующих организм и поведенческий акт как целое, и нейрофизиологических процессов, протекающих на уровне отдельных элементов, только через системные процессы, т.е. процессы, организующие элементарные механизмы в ФУС. Из этого вытекал принципиально важный вывод о том, что психические явления могут быть сопоставлены не с самими локализуемыми элементарными физиологическими явлениями, а с процессами их организации. Психика в рамках этого представления рассматривается как субъективное отражение объективного соотношения организма со средой, а ее структура представляется как система взаимосвязанных ФУС. Тем самым сделан важный шаг к преодолению методологически несостоятельных попыток прямого соотнесения психического и физиологического, приводящего к рассмотрению этих процессов как тождественных, параллельно протекающих или взаимодействующих. Ш. сформулировал системно-эволюционную теорию, согласно которой нервная система рассматривается не как тело, а как внутренний субъективный экран, образующийся в процессе эволюции между генетической программой и ее выполнением через телесные процессы и изменения внешних соотношений организма со средой. В этом контексте нервные процессы выступают как субъективное отражение внешних соотношений и регулятор телесных процессов. Нейроны специализированы относительно ФУС, складывающихся при формировании целостных поведенческих актов на разных стадиях индивидуального развития. При реализации любого акта внешнего поведения одновременно активны нейроны, принадлежащие к ФУС разного возраста. Накопленные в эволюции и в истории индивидуальной жизни ФУС составляют структуру субъективного мира. В формировании новых поведенческих актов используются молчащие нейроны запаса. Из активирующихся в пробных актах наборов отбирается та совокупность прежде молчавших клеток, активация которых приводит к достижению полезного приспособительного результата. Фиксация нового акта осуществляется как специализация этих клеток относительно вновь формируемых ФУС. Эта концепция обучения получила название системно-селекционной. Поскольку описание системных специализаций нейронов, активных в какой-то момент, одновременно раскрывает состояния субъективного опыта в это же время, а описание всех специализаций дает картину всей онто-и филогенетической памяти индивида, постольку изучение системной специализации нейронов, по мнению Ш., становится объективным методом исследования субъективного опыта, а изучение активности клеток с известной специализацией — объективным методом анализа состояния и динамики этого опыта. Основные труды: Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения , М., 1978; Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики , М, 1995. Ю.И. Александров

Просмотров: 581
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • Автор как переводчик себя
  • Второе значение образования как результата
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Здравоохранение (как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения)
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Н.Луман: Общество как коммуникативная система
  • НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • Образование как система
  • ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Перевод как речевой акт
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья
  • РЕЛИГИЯ КАК КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
  • Самоубийство как образ жизни
  • Симптом субъективного переживания повторяемости собственных психических процессов
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Школа как развивающаяся система
  • Школа как функционирующая система
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь