ШАДРИКОВ

Владимир Дмитриевич (р. 1939) — российский психолог, специалист в области психологии труда, педагогической и дифференциальной психологии. Автор теории системогенеза деятельности и теории способностей. Д-р психологических наук (1977), профессор (1978). Чл.-кор. АПН СССР (1982). И.о. Президента АПН СССР (1989-1990). Д. чл. АПН СССР (с 1990) и РАО (с 1992). Засл. работник ВШ РФ (1998). Научно-практическая деятельность Ш. была отмечена рядом общественных наград: медалями (им. Н.К. Крупской, 1989; К.Д. Ушинского, 1989; А.С. Макаренко, 1990); Орденом Благоверного князя Даниила Московского (Российская Патриархия, 2001); орденом Почета (указом Президента РФ за разработку Гос. стандартов высшего проф. образования, 2002). За цикл работ по психологии способностей Президиумом РАН Ш. была присуждена премия им. С.Л. Рубинштейна (1996) и премия Президента РФ в обл. образования (за комплекс работ: Отечественное направление в психологии творчества и одаренности, 1999). Образование получил в Ярославском государственном педагогическом ин-те им. К.Д. Ушинского (ЯрГПИ), закончив физико-математический фак-т (1962) и аспирантуру кафедры психологии (1965-1968). В 1968 защитил канд. дис. на тему: Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору. С 1968 г. — преподаватель кафедры психологии ЯрГПИ, доцент (1970). В 1970-е гг. принимал участие в создании фак-та психологии вновь создаваемого Ярославского государственного университета (ЯрГУ). Был деканом фак-та психологии и зав. кафедрой Психологии труда и инженерной психологии (1971-1982). С 1976 по 1982 г. -проректор по учебной работе. В 1977 г. защитил докт. дис: Системный подход в психологии производственного обучения. В 1982-1985 гг.-ректорЯрГПИ. В 1985 г. был приглашен в Москву на должность зам. Министра просвещения СССР. В 1988—1991 гг. — первый зам. председателя Госкомитета СССР по народному образованию — Министр СССР. Занимался совершенствованием содержания и организационных основ общеобразовательной школы и педагогического образования. В 1991—2001 гг. — зам. министра образования РФ, в числе прочих дел занимался организацией разработок Государственных образовательных стандартов для высшего профессионального образования. С 2001 г. — профессор кафедры общей психологии и научный руководитель фак-та психологии Высшей школы экономики МО и МЭ РФ. Научная работа Ш. связана с проблемами системогенеза профессиональной деятельности, а также теоретическими и прикладными проблемами психологии профессионального обучения. Анализ процессов системогенеза профессиональной деятельности показал, что научение в ходе освоения профессии целесообразно рассматривать как процесс формирования системы деятельности (Психологический анализ деятельности (системогенетический подход), 1979). Были выделены основные компоненты ее структуры, раскрыто их содержание, закономерности формирования и функционирования. Другое направление научных исследований Ш. связано с изучением и развитием способностей. В предложенной им теории способности рассматриваются на трех уровнях: индивида, субъекта деятельности и личности. Было показано, что способности индивида определяются свойствами функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые в процессе освоения конкретной деятельности приобретают черты оперативности. На уровне личности способности (наряду с природными механизмами) начинают определяться духовными качествами. Раскрывается генезис развития способностей от биологических к духовным. Показывается, что невозможно дать полную характеристику способностей, ограничиваясь только одним аспектом: природным, деятельностным или социальным. Большое внимание Ш. и его ученики уделяли вопросам диагностики способностей, проектированию психодиагностических методик, разработке комплексных методик диагностики мне-мических способностей, исследованию возможностей использования вычислительной техники в психодиагностических и профориентационных процедурах, выявлению принципов профессиональной психодиагностики. Ш. — автор более 20 монографий и учебных пособий, основные из которых: Проблемы системогенеза профессиональной деятельности, М., 1982; Философия образования и образовательные политики, М., 1994; Психологическая деятельность и способности человека, М., 1996; Способности человека, М.Воронеж, 1997; Происхождение человечности , М., 2001; Введение в психологию. Мир внутренней жизни человека , М., 2002. Л.А. Карпенко, В.А.Кольцова

Просмотров: 1767
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «КУРС ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • «СПРАВОЧНИК ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ТЕРМИНОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • Задачи психологии труда
  • ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • ИСТОРИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Комитет по профессиональной психологии (США)
  • МЕТОДОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • микроструктурный подход в психологии
  • Научающее направление в психологии
  • Национальный колледж профессиональной психологии
  • Нозоцентрический подход в психологии
  • Нормоцентрический подход в психологии
  • Объект психологии труда
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Политической психологии школы
  • ПРАКТИКУМЫ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • ПРЕДМЕТ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Предмет психологии труда
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • ПРИНЦИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Профессиональное общение в психологии труда
  • СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Школы профессиональной психологии
  • Эволюционистское направление в психологии
  • Экологический подход в психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь