ПУШКИН

Вениамин Ноевич (1931-1979) — российский психолог, специалист в области психологии труда, психологии мышления и творчества, связи психологии и кибернетики, теории и философии психологии. Автор концепции оперативного мышления, метода ситуационного управления. Д-р психологических наук (1967), профессор (1972). Занимал пост председателя комиссии по моделированию психики Совета по кибернетике АН СССР. Награжден медалью За доблестный труд (1970). Образование получил в МГУ им. М.В. Ломоносова, окончив психологическое отделение философского фак-та (1956). В 1967 защитил докт. дис: Философское содержание проблемы надежности кибернетических систем и в этом же году возглавил в НИИ ОиПП АПН СССР лабораторию эвристики, где под его руководством разрабатывались проблемы творческого мышления. Первые исследования П. были посвящены инженерной психологии и психологии труда. Он занимался экспериментальной и теоретической разработкой проблем психологии диспетчерского труда, исследованием готовности к экстренному действию на железнодорожном транспорте, разработал концепцию оперативного мышления человека, осуществлял поиск в области методов изучения мышления (Оперативное мышление в больших системах, М.-Л., 1965; Железнодорожная психология, в соавт. с Л. С. Нерсесяном, 1972). Модифицированную методику изучения оперативного мышления П. использовал при выявлении психологической подготовленности спортсменов и подборе кадров в ряде операторских профессий. Другое направление его исследований было связано с проблемами управления. П. предложил новый подход к автоматизации процессов управления, реализация которого открыла возможности для создания эффективного (как в техническом, так и в экономическом отношении) метода ситуационного управления (Человек и автомат, в соавт. с B.C. Згурским, М., 1963). С его помощью были автоматизированы процессы принятия решений в больших системах двадцати типов (морские порты, аэропорты, нефтяные промыслы, автохозяйства и т.д.), а также разработан принцип быстрого извлечения информации из большого информационного хранилища. П. теоретически доказал, что метод ситуационного управления может быть использован в программированном обучении, кибернетике, при создании новых способов моделирования мыслительной деятельности, конструировании специальной обучающей техники (Эвристика и кибернетика, М., 1964). Им были намечены пути развития психолого-кибернетических исследований, направленных на создание активных кибернетических систем, способных самостоятельно формировать цели. (Психология и кибернетика, М., 1971; Мышление и автоматы, в соавт. с Д. А. Поспеловым, 1972). На основе принципа системности и саморегуляции интеллектуальных процессов П. стремился рассмотреть природу творческого мышления, его механизмы, найти наиболее адекватные методы исследования, раскрывающие процесс мышления на разных уровнях: личностном, операторном, нейропсихоло-гическом, психофизиологическом, психоэнергетическом (Эвристика — наука о творческом мышлении, М., 1967). Прослеживал влияние направленности обучения на развитие мышления, возможность формирования его механизмов. В 1970-е гг. он приступил к исследованию проблем парапсихологии и психоэнергетической регуляции деятельности, выдвигая ряд идей, изменяющих традиционные представления о сущности психического, о психологических возможностях человека (Психологические возможности человека, М., 1972). Опираясь на материалистическое понимание отражения действительности, идеи В.И. Вернадского, А. Л. Чижевского, П. стремился объяснить происхождение и сущность психического, что нашло воплощение в исследовании психо-биофизических взаимодействий, природы кодирования и формирования образа на основе гипотезы волновой психофизики. Из признания единого фундамента жизни и психики, из понимания Вселенной как голографичес-кой и квантово-механической системы вытекало и определение психики, как содержащей в себе элементы голографии и имеющей квантово-волновую природу. П. говорил о существовании фундаментальных психических процессов, на языке которых осуществляется построение образов предметного мира. Таким языком он считал волновой язык, язык голограмм (Парапсихология и современное естествознание, в соавт. с А.П. Дубовым, М., 1989). П. автор большого числа научных трудов. Его монографии изданы в 18 странах мира на 13-ти языках. Г. В. Шавырина

Просмотров: 1435
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • “ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ” ПРИНЦИП
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • БЛЕЙХЕРА-ХУДИКА МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ
  • Возникновение психологии как науки
  • ДИРЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, КОМАНДНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
  • Дискуссии о специфике философского мышления
  • Дооперациональная стадия или уровень развития мышления
  • Задачи психологии труда
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  • Мышления развитие
  • Мышления уровни развития
  • НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Объект психологии труда
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет психологии труда
  • Принцип экономии мышления
  • Профессиональное общение в психологии труда
  • Процесс мышления
  • ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
  • Развитие мышления в персоногенезе
  • СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ПСИХОЛОГИЗМ И АНТИПСИХОЛОГИЗМ В ИССЛЕДОВАНИИ МЫШЛЕНИЯ
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Техники мышления
  • ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  • ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ ПРИНЦИП
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь