ПАВЛОВ

Иван Петрович (1849-1936) -российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Основатель крупнейшей научной школы физиологии. Д-р медицины (1883), профессор фармакологии и физиологии (1890). Лауреат Нобелевской премии за труды в области исследования механизмов пищеварения (1904). Чл. Российской Императорской Академии (1907), иностранный чл. Королевского Общества (1907). Руководитель Института физиологии АН СССР и Биологической станции в Колтушах (1925-1936). В 1875 г. окончил естественное отделение физико-математического фак-та Петербургского ун-та (специализировался по физиологии животных), поступил на третий курс Медико-хирургической (ныне Военно-медицинской) академии, которую окончил в 1879 г., получив золотую медаль за свои исследования. Был оставлен заведовать физиологической лабораторией при клинике СП. Боткина. В 1883 г. защитил докт. дис. О центробежных нервах сердца . В 1884—1886 гг. совершенствовал знания в Бреслау и Лейпциге. В 1897 г. выпустил свой знаменитый труд Лекции о работе главных пищеварительных желез , принесший ему мировое признание. В 1890 г. был избран профессором кафедры фармакологии Медико-хирургической академии, а в 1896 г. — зав. кафедрой физиологии, которой он руководил до 1924 г. С 1921 г. и до конца его дней в лаборатории П. проходили знаменитые Павловские среды, где он прямо высказывался о многих предметах, в том числе и о своих взглядах на психологию, к которой относился отрицательно. Учение П. о ВНД сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим для П. являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эво-люционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет НС (принцип невризма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, П. перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен П.), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов. П. и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы возбуждения, торможения, иррадиации и др.), открыв детерминанты многих нервно-психических проявлений (в частности, неврозов как результата сшибки процессов возбуждения и торможения). Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, П. выделил другие категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. П. преобразовал традиционное учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных приборах, производящих высший анализ и синтез раздражителей внешней и внутренней среды. Принципиально новым в трактовке этих раздражителей являлся вывод П. об их сигнальной функции (идея, восходящая к И.М. Сеченову). Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям. Выводы П. о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из истоков кибернетики. Определяя качественное различие между ВНД человека и животных, П. выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову, как сигналу сигналов, мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. П. разработал также учение о типах ВНД, о динамическом стереотипе как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал международную научную школу. Работы П. произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения живых существ. Труды П. изданы Полным собранием сочинений в 6 т., М.-Л., 1951 — 1952; Павловские среды (в 3-х т.), 1949. Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский

Просмотров: 1156
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Второе значение образования как результата
  • Выработка условных рефлексов высших порядков
  • ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
  • Гомеостаз (в физиологии)
  • гомеостаз (в физиологии)
  • ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ РАО (РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ)
  • Другие органические расстройства личности и поведения, обусловленные заболеванием, повреждением и дисфункцией мозга.
  • Индукция (в физиологии ВНД)
  • ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
  • КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
  • Классическое обусловливание (выработка условных рефлексов)
  • КОНЦЕПЦИЯ ИГРОВОГО поведения животных К.Э. Фабри
  • КОРКОВОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО БЕЗУСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
  • Лидерский стиль поведения, ориентированный на взаимоотношения,
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Образование тормозных условных рефлексов
  • ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
  • ОПЕРАНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
  • Опросник для изучения копинг-поведения
  • Опросник для учителя по наблюдению школьного поведения
  • ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936)
  • ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936)
  • ПАВЛОВ Иван Петрович (1849—1936)
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • Типы высшей нервной деятельности (ВНД)
  • Формирование условных рефлексов путем последовательного приближения к конечной цели



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь