ЧЕБЫШЕВА

Варвара Васильевна (р. 1903) — российский психолог, специалист в области психологии труда и проблем профориентации и профотбора. Д-р психологических наук (1972). Поч. чл. Общества психологов СССР (с 1983). Закончила педологический фак-т 2-го МГУ (1930). В 1930-е гг. работала: ответственным исполнителем по профотбору на заводе им. Ф.Э. Дзержинского и заведовала психотехническим сектором в Институте кадров черной металлургии в г. Днепропетровске. Затем работала в Московском Институте охраны труда; во ВНИИ авиационной медицины РКК, где проводила исследования по темам: Планер в системе летной подготовки, Парашютисты о себе, Наземные тренажеры, Реакция на беспорядочно появляющиеся раздражители и др. С 1945 г. — сотрудник Московского ин-та психологии, где с 1969 г. заведовала лабораторией психологических проблем профориентации. Ч. была в числе инициаторов развертывания работы по профориентации, входила в число организаторов 1 -го Всесоюзного совещания по вопросам профориентации и профотбора (1959). Основное направление дальнейших исследований Ч. было связано с психологическими особенностями труда, как предмета изучения, и условиями воспитания и разностороннего развития личности. Была разработана классификация профессий как основы трудового обучения и профориентации (Классификация профессий и профориентация / Вопросы психологии, 1971). Выявлены особенности и условия формирования общетрудовых и специальных профессиональных умений и навыков. Систематизированы знания в области психологии трудового обучения (Психология трудового обучения, 1969; Психологические вопросы производственного обучения / Основы профессиональной педагогики, 1968; и др.). Формирование навыков и умений рассматривается Ч. как процесс совершенствования деятельности личности, основанной на самоконтроле и саморегуляции. Была разработана психологическая классификация трудовых умений, уточнены требования к учебному инструктажу и постановке упражнений. Показаны особенности мыслительных процессов в труде и способы их формирования. Проведено обучение решению интеллектуальных трудовых задач. Исследованы проблемы формирования рабочего темпа в производственном труде и обучении и его индивидуально-психологические особенности. Рассмотрен процесс овладения деятельностью, требующей высокой скорости, точности, координации и совмещения действий (на примере летного дела и др.). Ч. осуществлялось обучение предупреждению и устранению неполадок в труде рабочего (Методы обучения сталеваров в борьбе с неполадками в работе мартеновских печей // История советской психологии труда. Тексты, 1983). На основе изучения проблемы психологических профессиональных требований ею обоснована необходимость работы в области профессиональной психодиагностики, при этом центральное значение отводится активному профессиональному самоопределению личности. О. Г. Носкова

Просмотров: 1337
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • Возникновение психологии как науки
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ в психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • Задачи психологии труда
  • ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • Классификация методов обучения
  • Комитет по профессиональной психологии (США)
  • КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
  • Национальный колледж профессиональной психологии
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • Объект психологии труда
  • ОПЕРАЦИОННО-ПОТОЧНАЯ СИСТЕМА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • Предмет психологии труда
  • Профессиональное общение в психологии труда
  • ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕНАЖЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ
  • Философские проблемы психологии
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Школы профессиональной психологии
  • Этические проблемы в психологии
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь