СТРУКТУРАЛИЗМ

– 1) методологическая парадигма естественно-научного и гуманитарного познания,  противостоящая исторической парадигме (историческая парадигма акцентирует внимание на изучение изменения предмета в его реальной  истории,  а  структурализм  –  на  нахождение  совокупности  базовых свойств, отношений и законов предметной области,  которая не зависит ни отконкретного содержания  её элементов, ни от их изменения  с течением времени);2) философское направление, которое начало формироваться с 70-х гг. XX в. воФранции в противовес философии существования, выступая против субъективизма и иррационализма с позиций объективизма и рационализма. В отличии от экзистенциалистов структуралисты не придавали значения отдельному индивиду, а в духовном творчестве выявляли объективные механизмы, определяющие социально-культурную  позицию  автора  в  виде  устоявшихся  надындивидуальных структур. Структурализм принадлежит к сциентистски ориентированным антропологическим течениям современной западной философии. Его основателем в лингвистике считается швейцарский языковед  Фердинанд де Соссюр, который изложил  исходные принципы структурной лингвистики в  труде «Курс  общей лингвистики» (1916), где язык рассматривался как система знаков, а включённое в эту систему слово проявляло свою смысловую полноту не путём выяснения его истории, а путём выявления его соотношения с другими словами, т.е. элементами системы. В 50-60 е гг. метод структурной лингвистики распространяется на другие  научные области и становится методом гуманитарных наук. Структурализм сделал  структуры объектом  исследования и  разработал специальный научный аппарат их исследования. Изучение объекта предполагает: 1) выявление системы внешних связей этого объекта; 2) реконструкцию собственной внутренней  структуры  объекта. Если системный метод использовался в технических и естественных науках, то структурный метод – в гуманитарных науках, в процессе общения людей посредством различных знаковых систем. Структурализм как метод основан на следующих теоретических принципах: 1) на гипотезе о наличии общих логических структур  в многообразных явлениях культуры, которые могут быть открыты в результате глубинных исследований; 2 в признании того, что все явления культуры – продукты сознательной и бессознательной деятельности людей и связаны со структурой психической и духовной их деятельности, проявляющихся через  практические  действия;  3)  на  утверждение,  что  вся  духовная  культура формируется через язык и в языке, строясь по образу и подобию языка, поэтому фундаментом всей духовной деятельности является знаково-символичес-кая, языковая деятельность человека. Таким образом, структуры, лежащие в основе культурного творчества человека, являются бессознательными, языково-символическими  или  речевыми  структурами,  которые  детерминируют  сознательную, мыслительную деятельность человека, его социальную и  индивидуальную практику.  Становление структурализма как  философского направления началось  с работы этнолога и социолога  Клода Леви-Стросса «Структурная антропология» (1958), где он доказывал, что социальные и культурные установления первобытного общества представляют собой особого рода язык, причём структуры его едины для всех языков. Одним из виднейших представителей структурализма является французский философ, историк культуры и науки Мишель Поль Фуко, создатель концепции «археология знания», где археология не исследует возникновение и смену тех или иных понятий и теорий, а изучает те правила и нормы научного языка (научной речи или научного дискурса), система которых является предпосылкой и детерминантом  образования существенных для данной эпохи научных  дисциплин, вводит понятие «эпистемы», как «основополагающие коды любой культуры, управляющие её языком, её схемами восприятия, её обменами, её формами выражения и воспроизведения, её ценностями,  иерархией её практик».

Просмотров: 651
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АДИ (Сыновья его)
  • АТРИ, Сыновья его
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • ЗНАК, КРИТИКА ЕГО ТРАДИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • Метод научного познания
  • МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • Понятие о темпераменте и его физиологических основах
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • ПРИЕМ ОВЛАДЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ В БЕСЕДЕ С КЛИЕНТОМ ЕГО собственного ЯЗЫКА
  • принцип единства явления и его сущности
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь