ПОСТТРУКТУРАЛИЗМ

– совокупность ряда подходов в социальногуманитарном познании, сформировавшихся в 70-е 80-е годы XX в. и связанных с критикой и преодолением  структурализма. Постструктурализм обычно связывают с именами Ролана Барта (1915-1980), Жана-Франсуа  Лиотара (1924-1998),Жиля Делёза (1925-1995), Жана Бодрийяра (1929-2007), Жака  Деррида (19302004), Феликса Гваттари (1930-1992). Возникновение постструктурализма обусловлено французскими выступлениями студенческой молодежи и леворадикальной интеллигенции в  мае-июне  1968  г.  против  существующих общественных порядков.  Стало  очевидно,  что  популярные философские направления (в  том числе структурализм и экзистенциализм) не смогли ни предвидеть, ни объяснить причины  массовых  революционных  выступлений. Объективистский  подход структурализма к человеку и культуре в целом себя не оправдал. Основные задачи постструктуралистов: 1) критика западноевропейской метафизики с её главной особенностью  –  логоцентризмом  (который  стал  фундаментальной  установкой западной ментальности с акцентированием властного мужского начала); 2) изобличение возникающих на всех уровнях власти (и власти языка в том числе) стратегии принуждения,  скрытых под оболочкой бессознательного (истина рассматривалась как поиски порядка и смысла, навязанных всему, на что направлена мысль человека); 3) поиск зон свободы, маргинальных, находящихся за пределами  структуры  (зону  свободы  представлял  собой  текст,  лишённый  автора,  не имеющий центра, являющийся авансценой борьбы множества сил). Если в структурализме субъект был носителем и защитником знания, то в постструктурализме он человек, мышление которого зыбко, неустойчиво, бессистемно и безосновно. Постструктурализм также как и структурализм обращается к анализу культуры как тексту, меняя однако сам  подход к анализу: не выявляются структуры и, наоборот, в тексте на передний план выступает всё, что находится за его пределами и прежде всего контекст, не интересующий структуралистов, которые обращают  внимание на  совокупность индивидуальных явлений и  черт,  которые стоят за текстом и определяют его. Это динамика, изменчивость, все случайное, иррациональное в человеческих действиях, которые не фиксируются  структурным анализом. К особенностям постструктурализма относятся: 1) исходной стороной в понимании человека является его субъективность: воля, желание (которое является универсальной  формой бытия человека, обеспечивая его коммуникации с окружением, а его сознание описывается не  логически упорядоченной структурой, а хаотической картиной желаний, устремлений, лишь частично определяемых его социальным и культурным опытом; 2) анализ общества и культуры– это поле тотального проявления отношений «власть-подчинение», где власть конкретно существует как воля к доминированию, как стремление к упорядоченности, структурированности, устойчивости, единству (она реализует себя на всех уровнях человеческих взаимоотношений и, прежде всего,  как  «язык власти» и«власть языка»); 3)  «деконструкция» текста, его фундаментальная «разборка» на элементарные формы во всех  планах: композиционном, сюжетном, стилистическом, психологическом, и затем последующая «сборка» (которая представляет собой интерпретацию, выявляющую то, что внесено в этот текст конкретно контекстом, желанием его создателя, того, что сам автор не видит или умалчивает, ночто обнаруживает себя как «след» дискурса власти); 4) нетрадиционное понимание знака, который есть не указание на какой-либо предмет или смысл, а наоборот, указание на его отсутствие (знак и смысл  превращаются в фикцию, симулякр); 5) негативное отношение к метафизике и науке: объективность, логичность,  верифицируемость  научного  познания  рассматриваются  как  фикция  и симулякр, порожденные опорой на авторитет, выступающей как власть, но единственной формой преодоления их выступает у них  деконструктивная переинтерпретация и противопоставление философии  и  науке  культуры,  которую  они рассматривают  как  свободную стихию творчества, игры, реализации желания, рождения  феноменального  текста,  размывает  границы  между  ними.  Сегодняпостструктурализм рассматривают или как теоретическую предпосылку формирования постмодернизма, или как вариант постмодернизма.

Просмотров: 289
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • Автор как переводчик себя
  • АННОТАЦИЯ КАК ПЕРИФЕРИЙНЫЙ ТЕКСТ МОНОГРАФИИ
  • Возникновение психологии как науки
  • Воля как характеристика сознания
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ЗНАК, КРИТИКА ЕГО ТРАДИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • ИСТИНА КАК ДЕСКРИПЦИЯ
  • ИСТИНА КАК НОРМА
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ АКМЕОЛОГИИ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • Фрейм -«как если бы»
  • Человек как ученый
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь