ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ  РАЗВИТИЯ  НАУКИ.  

Наука  в  собственном смысл слова появилась в  конце XVI – начале XVII века и за триста лет своегосуществования прошла три этапа в своём развитии: классический, неклассический  и  постнеклассический.  Классическая  наука  возникла  в  условиях  Нового времени, когда в Европе прогремели первые буржуазные революции (Нидерланды, Англия) и началась эпоха бурного промышленного развития. Лозунг эпохи сформулировал Ф. Бэкон:  «Знание – сила», когда наука стала превращаться в самую значимую сферу жизни общества. Классическая наука опиралась на механистический и метафизический материализм, суть которых сводится к следующим положениям: 1) объективный мир существует вне и независимо от познающего субъекта, 2) объекты познания воздействуют на субъект и отражаются в его сознании в виде идеальных образов, 3) эти образы адекватно объекту познанию, поэтому возможно получение объективного знания и  постижение истины, 4) в результатах познавательной деятельности не должны присутствовать субъективные  моменты,  5)  полученные  знания  являются  абсолютной  истиной,  дающей полное знание о природе и обществе. Зарождение классической науки связано с именем Галилея (деист), основано на механистических принципах и утверждении универсальности  причинно-следственных  связей  (детерминизм).  Особенностью классической науки является математизация знания, использование приборов и экспериментальных  установок.  В  конце  XX  века формируется неклассическая наука,  чему способствовали открытия в области физики (электрон, рентгеновские лучи, радиоактивность, закон сохранения энергии,  исследование электромагнитного поля и др.). На изучаемые объекты неклассические науки стала смотреть как на  сложное  системное  образование,  свойства  которых  не  сводились  к  сумме свойств систем, каждая система предполагала наличие своей структуры и системы  возможных подсистем. В неклассической науке меняется представление  о детерминизме. На смену лапласовскому детерминизму (причина порождает определённое  следствие)  приходит  понимание  случайности  и  хаоса,  а  отношение частиц в микромире носит вероятностный характер.  Особенностью неклассической науки является и отношение к объекту, который можно познать только при помощи макроприборов, на основании чего формулируется принцип дополнительности.  Так в неклассической науке меняется представление об объективности познавательного процесса: объект рассматривается в связи с  техническими средствами и в зависимости от познавательной деятельности субъекта, т.е. изменяется роль и  значение субъекта познания. Характерной чертой неклассической науки является переход научной деятельности от творчества отдельных учёных в новый статус социального института. Наука приобретает утилитарный характер. Теряется уверенность в возможности достижения абсолютной истины. Происходит процесс дифференциации и интеграции науки. Часто происходит смена парадигм, что порождает сомнения в возможностях рационального познания мира, в силе человеческого разума. Всё чаще истина трактуется как субъективная и относительная. В 70-е гг. XX века зарождается постнеклассическая наука, которая ориентируется на процессы глобального эволюционизма и на саморазвивающиеся сверх сложные системы.  Зарождаются глобальные проблемы человечества.  Последствия экстенсивного развития экономики сказываются на состоянии природной среды, изменении её климатических и геофизических параметров. Отсюда основная  тенденция постнеклассической науки связана с экологизацией. Потребительская идеология современного общества обнаруживает тенденцию на гуманизацию постнеклассической науки, что предполагает гуманитарную экспертизу научных  исследований (опасность  для здоровья). Признаком развития постнеклассической науки становится высокая степень нравственной ответственности учёных  за  свои  открытия.  Особенностью  современного  этапа  развития  науки становится её комерционализация, которая носит  утилитарный характер (исследования,  не  сулящие  непосредственные выгоды,  не  финансируются), поэтому фундаментальные исследования – отстают от развития науки.

Просмотров: 4462
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «основания новой науки об общей природе НАЦИЙ»
  • Возникновение психологии как науки
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • МОДЕЛИ  РАЗВИТИЯ  НАУКИ  
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • Объект науки
  • Объект науки
  • ОБЪЕКТ НАУКИ
  • ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Основные исторические этапы развития психологической науки
  • Основные категории науки
  • Основные направления социологической науки
  • ОСОБЕННОСТИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ  
  • ПАРАДИГМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ НАУКИ
  • ПЕРЕХОД ОТ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ К МЕТОДОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПРОБЛЕМЫ НАУКИ XXI в
  • СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАУКИ
  • ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • Фундаментальные науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь