– модель понимания научной деятельности и механизмов научных революций в концепции Т.Куна, согласно которой в основе любой научной дисциплины лежит парадигма, принимаемая всеми учеными, работающими в рамках этой дисциплины. Например, парадигма физики определяет класс объектов, которые считаются физическими объектами; совокупность приборов и методов, адекватных задачам физического исследования; способы интерпретации фактического знания и т.д. Отсутствие единой парадигмы свидетельствует о ненаучности (или донаучности) данной области знания. Становление любой науки связано с формированием ее фундамента, образца (для физики эту роль выполняла механика Ньютона, для химии – работы Лавуазье и т.д.). Исследовательская работа в рамках парадигмально упорядоченной дисциплины заключается в открытии новых областей применения парадигмы, в выводе из нее всех возможных следствий, а также в поисках путей согласования с парадигмой «неудобных» фактов. В последнем случае научная деятельность понимается как защита парадигмы, «решение головоломок» – построение частных теорий, позволяющих интерпретировать фактический материал в соответствии с принятой парадигмой. Революции в науке связаны с появлением и распространением в дисциплинарном научном сообществе новой парадигмы. Разные парадигмы являются принципиально несовместимыми – отсутствует возможность «критического эксперимента», опровергающего ту или иную парадигму, коль скоро каждая из них дает свою интерпретацию факта. Выбор научного сообщества в пользу той или иной парадигмы основывается на внеэмпирических критериях. В этом смысле концепция парадигмальной структуры науки стала точкой разделения неопозитивизма и постпозитивизма.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.