СЕКСУАЛЬНОСТЬ

Со времени появления знаменитых работ Фрейда сексуальности в психологических научных концепциях придается огромное значение. Как бы ни различались многочисленные теоретические позиции авторов, роль сексуального фактора неоспоримо подчеркивается в развитии человеческой личности. Многомерность этого влияния определяется как спецификой психофизиологического формирования самой сексуальности (от эмбрионального этапа до инволюционного), наличием кризисных возрастных периодов, так и ее жесткой зависимостью от этнических, религиозных, социокультуральных, этических, эстетических, микросоциальных условий существования индивида.

Сексуальность по Г. Аммону представляет собой одну из центральных Я-функций, укоренившихся в бессознательном человека и в своих проявлениях всегда отображает и представляет целостную Я-идентичность, то есть, ее проявление всегда органически взаимосвязано с остальными гуманными функциями (агрессией, страхом, внешним и внутренним Я-отграничением, нарциссизмом). В соответствии с этим, ее развитие определяется группо-динамическими условиями, и проявляется она в группо-динамических условиях партнерства и группы.

Решающим в концепции динамической психиатрии является понимание сексуальности как психической репрезентации (отражения) раннего детского опыта отношений с матерью или заменяющим ее первичным ближайшим окружением (первичного симбиоза), под защитой которого создается возможность выделения и формирования первичного телесного Я, на основе чего определяется мир восприятия ребенка и реализуется его способность к получению удовольствия от формирующихся телесных контактов.

Развитие сексуальности, как реализации первично заданного потенциала, осуществимо лишь при условии успешного разрешения первичного симбиоза, т.е. при формировании гибкого Я-отграничения и преодоления симбиотически-зависимых отношений без страха и чувства вины.

«Взрослая» сексуальность в этой связи рассматривается Г.Аммоном как способность без страха погружаться в симбиоз партнерских отношений, устанавливать живой контакт на телесном, душевном и духовном уровнях, а также получать удовольствие от такого «многоуровневого» партнерского взаимодействия.

Развитие сексуальности, как и других центральных функций «Я», может быть нарушено и приобретать черты деструктивной активности или остановлено, проявляясь в качестве определенного психического дефицита. В обоих случаях функциональное значение сексуальности изменяется и она начинает выступать в качестве фактора, удовлетворяющего лишь парциальным целям адаптации, препятствуя развитию и реализации целостной Я-идентичности.

1. Конструктивная сексуальность

Конструктивная сексуальность, интегрированная в целостной психической активности индивида означает способность установлению зрелого партнерского симбиоза, как взаимообогащающего единения самодостаточных личностей, направленного на «открытие» партнера, прочувствование его уникальности, а также безусловное телесное, душевное и духовное слияние, не обусловленное исключительно биологическими потребностями, свободное от ролевых фиксаций и страхов, допускающее возможность выхода из него без разрушительного чувства вины и переживания потери.

Иными словами, конструктивная сексуальность служит средством углубления общения, достижения близости, доверительности и интимности. Она всегда включает в себя настоящий контакт и отношения партнеров, основанные на чувствах любви, заботы, теплоты, преданности и совместной ответственности. При этом обращение с собственной эротикой свободно от фиксированных половых ролей (клише) и содержит в себе игровой элемент творческой силы, воображения и шутливости.

В поведении конструктивная сексуальность проявляется способностью наслаждаться разнообразием и богатством переживаний, возникающих в ситуации сексуального взаимодействия при одновременном доставлении удовольствия партнеру, свободой от сексуальных предрассудков, ригидных стереотипов и фиксированных сексуальных ролей, склонностью к эротической игре и эротическому фантазированию, развитостью сексуального репертуара, открытостью новому сексуальному опыту, гибким согласованием диапазона приемлемости и форм сексуальной активности, опирающихся на прочувствованное понимание партнера; хорошей интегрированностью эротических компонентов в целостной, естественной активности личности.

Личность с выраженной конструктивной сексуальностью характеризуется способностью устанавливать зрелые чувственные партнерские отношения при хорошем понимании своих потребностей и потребностей партнера, умением выражать и реализовывать свои сексуальные желания без эксплуатации и безличного манипулирования партнером, способностью к взаимообогащающему обмену чувственным опытом и переживаниями, способностью ощущать ответственность и проявлять теплоту, заботу и преданность в сексуальных партнерских отношениях.

2. Деструктивная сексуальность

Деструктивная сексуальность означает нарушение процесса интеграции сексуальной активности в целостном поведении личности, отщепление сексуальности от целостной Я-идентичности с преследованием автономных, не согласующихся с другими проявлениями Я целей, таких как получение чисто физиологического удовлетворения, связанного с возбуждением той или иной эрогенной зоны, потребность в признании и восхищении, желание доказать сексуальное превосходство, следование социально предписанной роли, агрессивное побуждение и т.д. При этом вместо средства достижения близости сексуальность становится способом эгоистической отгороженности и избегания подлинного контакта. Как партнер, так и отдельные компоненты собственной сексуальной активности, инструментализируются и манипулятивно используются лишь для достижения сексуального наслаждения. Чувства, переживаемые другим, игнорируются или объектно эксплуатируются. Отношения носят закрытый характер, не направленный на желание прочувствовать единственность и уникальность партнера или оскорбляет его достоинство телесно, душевно или духовно.

Причиной деструктивной сексуальности является деформированная динамика ранних симбиотических отношений с непониманием или игнорированием матерью развивающейся чувствительности и телесных потребностей ребенка в диапазоне от неосознаваемой враждебности по отношению к полиморфным проявлениям инфантильной сексуальности до чрезмерно тепличных, излишне эротизированных отношений с ребенком вне зависимости от его реальных желаний. Неумение матери обходиться с близостью и дистанцией в соответствии с потребностями другого, ее несвобода от сексуальных предрассудков и/или бессознательное непринятие ребенка создают предпосылки для нарушений «здорового» развития психосексуальной идентификации его «Я».

В поведении деструктивная сексуальность проявляется неспособностью к установлению глубоких, интимных взаимоотношений, избеганием эмоциональной близости как обременительной обязанности или угрозы потери собственной свободы, доверительности и теплоты отношений; замещением истинного интереса к личности сексуального партнера частным возбуждающим элементом (новизна, необычность, популярность, внешняя сексуальная привлекательность и т.д.); отщепленной сексуальной активностью, то есть, протеканием сексуального контакта вне ситуации «здесь и теперь» с участием в нем, вместо целостной личности лишь отдельные ее фрагментов, игнорирующих целостность партнера и придавая сексуальным отношениям характер безличности, анонимности, отчужденности; ригидностью (отсутствием гибкости) сексуального репертуара, игнорирующего диапазон приемлемости партнера; склонностью к различным формам проявления агрессивности: от скандальности до открытого проявления физического насилия и/или саморазрушения; преобладанием после сексуальных отношений негативных эмоций и психотравмирующих переживаний чувства вины, унижения, ощущения «использованности» или деградированности.

Личность с выраженной деструктивной сексуальностью характеризуется неспособностью к духовно и эмоционально наполненному сексуальному партнерскому взаимодействию, к сексуальной «игре», восприятием партнера лишь как объекта (инструмента) для удовлетворения собственных сексуальных желаний; эгоцентрическими эротическими фантазиями, стереотипностью сексуального самовыражения, фетишизированностью сексуального интереса и жесткой его связью лишь с отдельными сексуально возбуждающими качествами партнера, а не его личностью в целом.

Крайними вариантами деструктивной сексуальности являются многообразные, не обладающие аффективным моментом сексуальной встречи, сексуальные перверзии (отклонения), такие как различные варианты сексуального насилия, включая насилие над детьми, садомазохизм, эксгибиционизм, вуайеризм, фетишизм, педофилия, геронтофилия, некрофилия, садомия, проституция и другие, имеющие зафиксированные, аутистические черты мании и приводящие к психотравматизации, деградации и саморазрушению личности.

3. Дефицитарная сексуальность

Дефицитарная сексуальность носит характер освоенного запрета на жизнь и проявляется в виде отсутствующей или симбиотически лишенной силы воображения сексуальности. Она часто связана со страхом перед контактом и прикосновением, с дефицитарной агрессией и дефицитарным нарциссизмом и может принимать формы импотенции, фригидности или отказа от сексуальности.

Дефицитарная (задержанная в своем развитии) сексуальность означает интериоризированный (освоенный) запрет на проявление своей сексуальной активности и собственной идентичности, с утратой способности ощущать межличностную основу сексуальных действий, как необходимого компонента чисто человеческого общения. Тем самым смысл любой эротической или сексуальной ситуации оказывается резко обедненным и, зачастую, представляется как «неприличное» проявление сугубо «животного» начала, что не позволяет межличностным контактам достигать какой-либо глубины.

Причиной дефицитарной сексуальности является выраженный недостаток положительного, доставляющего телесное удовольствие, нежного тактильного контакта и безразличие матери к телесным потребностям ребенка в раннем периоде его развития. Такая ситуация раннего симбиоза обуславливает недостаток признания собственной ценности (нарцистического подтверждения) и сильного бессознательного страха покинутости и формирует чувство неприятия как своей, так и чужой телесности, а также страх физического контакта и прикосновения, бессознательно определяющие всю последующую душевную динамику сексуальной активности индивида.

В поведении дефицитарная сексуальность проявляется низкой сексуальной активностью или ее отсутствием; избеганием реальных сексуальных контактов, которые могут происходить лишь под сильным прессингом внешних обстоятельств, вплоть до полного отказа от них, тенденцией заменять реальные сексуальные отношения фантазиями, растерянностью и пассивностью в ситуациях, требующих проявления своей сексуальности; восприятием сексуальных желаний и претензий других как угрозы собственной идентичности; ассоциированием собственной сексуальной активности, как и всей сферы отношений полов, со страхом (морального падения, заражения, боязнью прикосновения или сексуальной зависимости); несформированностью сексуального репертуара, неспособностью сообщать о своих желаниях и потребностях другим, устанавливать полнокровные межличностные отношения, обесцениванием сексуальной привлекательности других, предпочтением реальным или потенциальным сексуальным партнерам выдуманных «принцев» или «принцесс»; высоко вероятной импотенцией у мужчин и фригидностью у женщин.

Личность с выраженной дефицитарной сексуальностью характеризуется отсутствием сексуальных желаний, бедностью эротического фантазирования, слабой эмоциональностью даже в личностно значимых отношениях, плохим пониманием людей, равно как и жизни в целом; неспособностью испытывать радость от собственного тела и восприятием полового контакта только как механистического взаимодействия и субъективно недопустимого вторжения, «слишком серьезным» отношением к жизни, наличием большого количества предрассудков, низкой оценкой своего телесного образа и сексуальной привлекательности, восприятием сексуальных отношений как «грязных», греховных, недостойных человека и заслуживающих отвращения.

Три разных аспекта сексуальности (конструктивный, деструктивный, дефицитарный) могут быть качественно установлены и количественно измерены с помощью соответствующих шкал Я-структурного теста Г.Аммона и Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО).

Просмотров: 2776
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Терминологический глоссарий основных терминов динамической психиатрии. Под ред. В.А. Шаповаловой




Другие новости по теме:

  • F52.0 Отсутствие или потеря сексуального влечения
  • F66.2 Расстройство сексуальной связи.
  • F66.2х Расстройство сексуальных отношений
  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • Второе значение образования как результата
  • Группа как субъект общения
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • ДИСКУРС СЕКСУАЛЬНОСТИ
  • Игра как форма общения
  • Игрушка как средство общения
  • ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ АКМЕОЛОГИИ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Нарушение сексуальной роли
  • НАРУШЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОЙ РОЛИ (МКБ 302.6)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Расставание как феномен общения
  • Рефлексия как механизм общения
  • САМОСУБЛИМИРОВАНИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
  • СЕКСУАЛЬНОСТИ
  • СЕКСУАЛЬНОСТИ, ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
  • Сексуальность человека
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь