РАЗЛИЧИЕ

(лат. distinctus) — 1) в онтологическом аспект те — основа разнообразия (множественности) материального и духовного мира. По определению У. Р. Эшби, различие — самое фундаментальное понятие науки об управлении (кибернетики). Предполагая одновременное сходство и несходство вещей, различие соответствует закону Лейбница: «не существует двух вещей, из которых одна была бы в точности такая, как и другая». Согласно 1егелю, мыслимое как «несходство объекта внутри себя» (как внутреннее различие объекта), различие является источником развития. 2) В гносеологическом аспекте (в качестве объективного обстояния) различие отражается в субъективной способности ума к различению (лат. distinctio) -- по словам Локка, самому необходимому «из всего, что только может вести к истинному познанию» (ДоккДж. Соч., т. 2. М-, 1985, с. 252). Однако, как заметил Декарт, хотя познание и предполагает различение вещей, оно не предполагает адекватного познания этих вещей. 3) В психологическом аспекте различие — это субъективная сторона закона относительности впечатлений (А. Бэн). Известными законами Вебера — фехнера наща субъективная способность к различению (отражению различия) поставлена в связь с объективным различием сравниваемых и познаваемых (узнаваемых) объектов: она пропорциональна логарифму интенсивности их воздействий на наши органы чувств  как раздражителей. 4) В логическом аспекте различие — это тип отношений, характеризуемых свойствами антирефлексивности и симметричности. В широком смысле — это отношения, двойственные отношениям сходства; в узком смысле — отношения, дополнительные к отношениям типа равенства или тождества. С содержательной точки зрения различие объектов в широком смысле означает их несовпадение по каким-либо (дискриминирующим) признакам (свойствам). При этом факт различия объектов по этим признакам не исключает сходства этих же объектов по другим признакам, поскольку для сходства объектов х и у достаточно, если пересечение множеств признаков того и другого будет не пусто. Однако одновременное сосуществование сходства и различия возможно только для различия в широком смысле. Различие объектов, взятое в узком смысле, исключает их тождество, и наоборот.

Согласно Канту, различать какие-либо вещи и познавать различие между вещами — это не одно и то же. Первое не требует способности суждения, второе же требует. Причем суждение различия, по Канту, всегда является отрицательным. Это справедливо для различия в узком смысле, когда различие мыслится как отрицание равенства. Однако для различия в широком смысле это не так, поскольку последнее может быть выражено вполне положительным образом, а именно суждением «в другое, чем Ь». Если «а не есть Ь», то а, конечно же, другое, чем Ь Однако обратное, вообще говоря, неверно. Так, можно сказать, что формула (а ~з Ь} другая, чем формула ( Ь), — это факт их положительного различия. Но нельзя сказать, что они отрицают друг друга, поскольку они представляют одну и ту же функцию истинности — и это факт их положительного сходства.

Отношения различия из-за отсутствия «математически хороших» свойств долгое время не подвергались точному теоретическому анализу. Однако в последние десятилетия метризуемые отношения различий находят широкое применение в кластерном анализе и в теории нечетких отношений. При этом за меру различия принимают ту или иную функцию расстояния между объектами или их признаками. Величиной расстояния (выбором функции расстояния) и определяется сход-т ство или различие объектов, что, очевидно, подтверждает философскую идею об относительности отношений сходства и различия.

Новосёлов

Просмотров: 1311
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • БИНАУРАЛЬНОЕ ВРЕМЕННОЕ РАЗЛИЧИЕ
  • Бинауральное временное различие
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • ГУМАНИЗМ, в широком смысле
  • ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЯ (сходства)
  • ЕДВА ЗАМЕТНОЕ РАЗЛИЧИЕ (ЕЗР)
  • Интерауральное различие в интенсивности
  • Интерауральное различие во времени
  • ИССЛЕДОВАНИЕ, в широком смысле
  • Коннотативное различие
  • Половые различия: возрастной аспект
  • Понимание в широком смысле
  • РАЗЛИЧИЕ
  • РАЗЛИЧИЕ
  • РАЗЛИЧИЕ
  • РАЗЛИЧИЕ
  • РАЗЛИЧИЕ
  • РАЗЛИЧИЕ И ПОВТОРЕНИЕ
  • Различие между действующим лицом и наблюдателем
  • Различие между действующим лицом и наблюдателем
  • РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ИСТИНОЙ И ЗНАЧЕНИЕМ
  • Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация
  • ТЕОРИЯ в широком смысле
  • ТЕРМИНИЗМ в широком смысле
  • ТОЖДЕСТВО и РАЗЛИЧИЕ
  • ТОЖДЕСТВО и РАЗЛИЧИЕ
  • Тождество и различие
  • ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ
  • ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ
  • ФОРМЫ-ФУНКЦИИ СВЯЗЬ (или РАЗЛИЧИЕ)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь