ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович

(Мейлих Иосифович) 1(13) июля 1869, Кишинев—19 февраля 1925, Москва]— русский историк общественной мысли, философ, публицист, переводчик. Окончил хедер и гимназию, провел два года в Германии, занимаясь в Политехникуме и посещая лекции по истории и философии в Берлинском университете, в 1889—94 изучал историю под руководством профессора П. Г. Виноградова на историко-филологическом факультете Московского университета. Студенческие работы Гершензона «Аристотель и эфор» (1894) и «Афинская политая» Аристотеля и «Жизнеописания» Плутарха» (1895) были опубликованы университетом как представляющие большую научную ценность. Сотрудничал в «Настольном энциклопедическом словаре братьев Гранат», работал в журналах «Русская мысль», «Критическое обозрение», «Научное слово» и «Вестник Европы», издательстве «Путь». В 1912—13 печатал публицистические статьи в газетах «Русская молва» и «Биржевые ведомости». После социалистической революции, которую принял сочувственно, видя в ней возможный путь разрешения кризиса культуры, стал соорганизатором и первым председателем Всероссийского союза писателей, преподавал в Высшем литературно-художественном институте, работал в Академии художественных наук, Наркомпросе, Центрархиве, журнале «Записки мечтателей».

На Гершензона оказали влияние учение Т. Карлейля о героической личности, философия истории  Л. Толстого, философии жизни А. Бергсона. Изучаемую область культуры Гершензон выделил в особый предмет—историю умонастроения эпохи, совокупности личных судеб, требующую углубленного изучения внутреннего духовного опыта «героев времени». Результатом историко-литературных исследований явился цикл статей о А. С. Пушкине, издание сочинений П. Я. Чаадаева, И. В. Киреевского, Н. П. Огарева, А. И, Герцена, А. И. Эртеля и др. Гершензон — инициатор и участник сборника «Вехи» (1909); в статье «Творческое самосознание» призвал к возрождению творческого самосознания личности как условию дальнейшего общественного созидания и сохранения духовной цельности русского общества. Основные философские сочинения Гершензона посвящены проблемам религии и культуры: «Тройственный образ совершенства» (1918), «Переписка из двух углов» (1921, совм. с Вяч. Ивановым), «Ключ веры» (1922), «Гольфстрем» (1922), «Судьбы еврейского народа» (1922). Вслед за Руссо и Ницше выступил с критикой современных форм культуры, утративших свободу непосредственного переживания, пораженных рефлексией и зараженных фетишизмом, против довления культуры над верой.

Соч.: История колодой России. М., 1908; Жизнь В. С. Печерина. М., 1910; Мечта и мысль И.С.Тургенева. М., 1919; «Русские пропилеи», т. 1—4, 6. M., 1915—19; «Новые пропилеи», т. 1. М.—Пг., 1923; Статьи о Пушкине. М., 1926; Письма к брату. М., 1927; Грибоедовская Москва. П. Я. Чаадаев. Очерки прошлого. М., 1989.

Лит.: Белый А. Гершензон. — «Россия», 1925, № 5 (14); Шестов Л. О вечной книге (Памяти М. О. Гершензона).—«Современные записки», 1925, Ns 24; БерманЯ. 3. M. 0. Гершензон: Библиография. Одесса, 1928; Ходасевич В. Ф. Некрополь. Воспоминания. Париж, 1976; Проскурина В. Ю. Творческое самосознание Михаила Гершензона.—«Литературное обозрение», 1990, № 9.

К. В. Синеокая

Просмотров: 508
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «ЗАПИСКИ О ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ»
  • »ЕЖЕГОДНИК МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕМИИ НАУК СССР»
  • ГЕРШЕНЗОН М. О.
  • ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович
  • ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (1869-1925)
  • ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (1869-1925)
  • ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (Мейлих Иосифович)
  • ЗАПИСКИ О ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • Кризис культуры
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
  • КУЛЬТУРЫ ИСТОРИЯ
  • КУЛЬТУРЫ ОБРАЗ
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ МЕСТО В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
  • КУЛЬТУРЫ ФИЛОСОФИЯ
  • Нормы культуры
  • ПАРИЖ (в аспекте экологии культуры)
  • Разнообразие русской философии в контексте культуры
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • Философия культуры
  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
  • Философия культуры
  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ (культурфилософия)
  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ (КУЛЬТУРФИЛОСОФИЯ)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь