ПАВЛОВ (Иван Петрович)

русский физиолог и медик (Рязань, 1849 —Ленинград, 1936). Получил медицинское образование в 1879 г. в Военной Академии Санкт-Петербурга. Работал в Германии у физиологов Гейденгайна и Людвига (1884-1886). Начиная с 1889 г. занимается своими знаменитыми опытами над процессами пищеварения. В 1890 г. избран профессором фармакологии в Томске и Санкт-Петербурге, где он отстаивал использование экспериментального метода в психологии. В 1904 г. получает Нобелевскую премию (по психологии и медицине) за свои исследования в области пищеварительных желез, опубликованные в 1897 г. в его «Лекциях о работе главных пищеварительных желез»: Павлов настаивает на роли нервной системы в питании организма и тесных отношениях, устанавливаемых питанием между живым существом и окружающей средой. Эта фундаментальная идея Павлова возникала уже и у его учителя, физиолога Ивана Сеченова (1829-1905). Но наибольшую известность Павлову принесло его открытие, объявленное им на международном медицинском конгрессе в Мадриде: «Экспериментальная психология и психопатология на животных». Павлов здесь подводит итог своим исследованиям «условных рефлексов», состоящих в искусственном воспроизведении определенной автоматической реакции индивида (например, опускать рычаг) при появлении какого-либо стимулятора (например, электрический или световой сигнал). В 1915 г. Павлов опубликовал работу по психологии сна, где он излагает теорию сна как торможения, источник которого — в коре головного мозга, а также теорию гипноза и истерии, утверждающую единство психологического и физиологического, объективного и субъективного. В 1921 г. ленинским декретом для исследований Павлова была создана специальная биологическая станция. Его последнее важное произведение — статья об «условном рефлексе» (1935), предназначавшаяся для советской «Большой медицинской энциклопедии». Общий принцип работ Павлова — признание существенного различия между человеческой психологией, — предполагающей вмешательство языка, понятия и интеллекта, — и животной физиологией, — предполагающей лишь высшую нервную деятельность. Но этот принцип вписывается в общую материалистическую доктрину, рассматривающую язык, в котором возникают понятия человеческого интеллекта, как реакцию второй степени, «вторую сигнальную систему», приходящую на смену реакции первой степени («первой сигнальной системы»), состоящей из нервных рефлексов. Одним словом, отголосок нервных реакций есть и в сфере сознания: сознательное и на первый взгляд I волевое поведение может управляться и определяться соответствующим нервным обусловливанием. Так в комплексе павловского учения представлена его теория «условных рефлексов». Работы Павлова, продолженные Бехтеревым, подготовили базу для психологии поведения и исследования рефлексов, позволяющих человеку приспособиться к сложной технике (работа на конвейере, космические полеты, а также весь комплекс автоматических реакций разума в сложных ситуациях).

Просмотров: 797
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • Выработка условных рефлексов высших порядков
  • ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
  • КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
  • Классическое обусловливание (выработка условных рефлексов)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Образование тормозных условных рефлексов
  • ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
  • ОПЕРАНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
  • ПАВЛОВ Иван Петрович
  • ПАВЛОВ Иван Петрович
  • Павлов Иван Петрович
  • ПАВЛОВ Иван Петрович
  • ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ
  • ПАВЛОВ Иван Петрович
  • ПАВЛОВ Иван Петрович
  • Павлов Иван Петрович
  • ПАВЛОВ Иван Петрович
  • ПАВЛОВ Иван Петрович
  • ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936)
  • ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936)
  • ПАВЛОВ Иван Петрович (1849—1936)
  • Павлов Иван Петрович | PAVLOV, IVAN PETROVICH (1849-1936)
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОРАЖЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ БОЛЕЗНЯХ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ
  • принцип единства явления и его сущности
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • Формирование условных рефлексов путем последовательного приближения к конечной цели



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь