БАТАЙ Жорж

(Bataille, George) (1897-1962) Французский философ и социолог, критиковавший основания экономической науки, в частности, сосредоточенность на производстве и экономии и положение о том, что в связи с нехваткой ресурсов человеческие существа стараются рационально и, вместе с тем, эгоистично удовлетворять свои потребности. В противоположность этому Батай в «Проклятой доле» (Bataille, 1976) пытается развивать «социологию изобилия» и предлагает альтернативную точку зрения в духе Дюркгейма, согласно которой люди радостно истребляют богатство в оргии потребления. Социальная солидарность рассматривается им как результат коллективных ритуалов, препятствующих возникновению классового общества. В поиске примеров, подтверждающих его взгляды, Батай обращается к жертвоприношениям ацтеков и потлач-церемониям коренных народов северо-западного побережья Америки. Одна из главных тем Батая — отношение между смертью и эротизмом («Эротизм», 1962). Его интерес к последнему был связан с более ранним исследованием доисторического искусства (1955). Как смерть, так и эротизм предполагают «прекращаемость» (discontinuity), которая является основой человеческих страданий. В своем исследовании сакрального («Теория религии», 1988) Батай в целом следует веберовской трактовке христианства как легитимации индивидуализированной этики работы и обладания частной собственностью. Работы Батая критиковались антропологами как фактически неточные в свете более поздних этнографических исследований, осуществлявшихся, в частности, в рамках культурного материализма 1960-х гг. Вместе с тем признается, что его идеи способствовали развитию постструктурализма и оказали непосредственное влияние на М. Фуко, Ж. Бодрийара и Ю. Кристеву. Его подход отличался сложностью и, вместе с тем, целостностью: он пытался разработать теорию, которая охватывала бы литературу, экономическую науку, социологию и философию. Батай основал также «Critique», французский радикально ориентированный журнал, и Социологический колледж (College de Sociologie), ставший своего рода площадкой для теорий авангардных интеллектуалов и представителей социальной науки. См. также: Леви-Стросс; Рационального выбора теория. Лит.: Richardson (1994)

Просмотров: 539
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Адам Смит как философ-моралист
  • БАТАЙ (BATAILLE) Жорж
  • Батай (BATAILLE) Жорж
  • БАТАЙ (BATAILLE) Жорж
  • БАТАЙ (BATAILLE) Жорж (1897-1962)
  • БАТАЙ (BATAILLE) Жорж (1897-1962)
  • БАТАЙ Жорж
  • Возникновение психологии как науки
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Обучение отставших детей вместе с нормальными
  • ОТКРЫВАЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ ВМЕСТЕ С ГУССЕРЛЕМ И ХАЙДЕГГЕРОМ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Природа телевидения как искусства
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Социализация как результат
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь