ТЭН Ипполит Адольф

(21.4.1828, Вузье, Арденны -5.3.1893, Париж), франц. философ, историк, психолог, эстетик. Т. испытал влияние антич. философии, детерминизма Спинозы, эстетики Гегеля, франц. материализма 18 в., особенно Кондильяка, а также франц. и англ. позитивизма.

В теории познания в центре внимания Т. природа заблуждения, абсолютное и относительное  в познании, критерий истины.  В соч. «Об уме и познании» (v. 1-2, 1870, рус. пер., т. 1-2, 1872) Т. вслед за Кондильяком развивает материалистич. т. зр. в противовес агностицизму Канта и индуктивизму Дж. Ст. Милля. Задача познания, по Т. - «преодоление галлюцинаций и иллюзий» и создание «науки вещей и фактов», ибо одно лишь понятие факта или события соответствует реальным вещам, а потому «наши познания суть факты ...Наша задача - определить, как они рождаются, каким образом и при каких условиях они сочетаются и каковы постоянные результаты подобных сочетаний» («Об уме и познании», с. 11). По Т., критерий истинно.сти - «взаимная согласованность представлений».

Т.- родоначальник культурно-историч. школы в искусствоведении, развивавшей историко-генетич. анализ иск-ва. Наибольшее влияние оказало его соч. «Философия искусства» (1865, рус. пер. 1933), в к-ром искусство рассматривалось как обществ. явление. Методологии Т. присущи историзм, идея развития, борьба с теологией. По Т., иск-во обобщает и выражает «господствующий тип», «типичный характер», воплощающий «наиболее существ. черты эпохи», «дух времени» . Т. призывал художников отражать субстанциональные стороны жизни, «сущность вещей», иерархию эстетич. ценностей, предполагая её существование в «самом бытии». Критерий оценки произведения иск-ва, по Т., - степень важности и благотворности характера, степень цельности впечатлений (форма и композиция в иск-ве). Иск-во, по Т., не только средство познания истины, но и средство ощущения, чувствования мира, доля эмоционального момента в иск-ве велика. Иск-во «так же вечно, как и цивилизация».

Социологически ориентированная эстетика Т.- первая попытка изучения функционирования искусства в обществ. организме, хотя Т. не смог преодолеть идеалистич. понимания истории. Основные факторы развития иск-ва - раса, среда и историч. момент. Г. В. Плеханов видел заслугу Т. в установлении причинноследств. связи между обществ. строем, господствующими вкусами, общественной психологией и искусством.

В историч. взглядах Т. проявились метафизичность и классовая ограниченность. Так, революции он считал «дитём общего возбуждения». В основном историч. труде «Происхождение совр. Франции» (v. 1-3, 1876- 1893, рус. пер., т. 1-5, 1907) Т. нарисовал неприглядный социальный портрет якобинца, пользуясь случайно подобранными фактами; он не понимал историч. значения Парижской Коммуны. Критикуя позитивизм, он не выходил за рамки позитивистской методологии.

Просмотров: 733
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ВНЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ  ПОЗНАНИЯ
  • Гносеология (или теория познания)
  • Гносеология, или теория познания
  • Задача технологии как науки
  • Игрушка как средство общения
  • КАТЕХИЗИС, в Рус. правосл. церкви – катихизис
  • Кинезитерапия как средство терапевтического общения
  • Коллективный иск
  • Критерий истины
  • КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ
  • Критерий истины
  • Критерий истины
  • КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ
  • Критерий истины
  • Критерий истины
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • Логический критерий истины
  • Метод историко-психологического познания
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Мобильный телефон как средство общения
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • ПЕРЕХОД ОТ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ К МЕТОДОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Практика, как критерий истины
  • Природа телевидения как искусства
  • СРЕДА ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, или гносеология
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • Форма познания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь