КОНТРКУЛЬТУРА

понятие, используемое в совр. социологии и публицистике для обозначения комплекса социально-культурных установок, ориентации и ценностей, оппозиционных господств. бурж. культуре. В 60-70-х гг. понятие К. получило специфич. трактовку как наименование идеологии «мятежных» социальных групп и слоев студенчества, хиппи, членов разного рода «коммун». Хотя наиболее вульгарные проявления К. выглядели как истерич. отрицание культуры, т. е. как антикультура, в целом К. этого периода отразила стихийный бунт мелкобурж. сознания против ценностей и ориентации «массового общества» и «массовой культуры» как технократич. варианта бурж. культуры. Отсюда полемич. заострённость К. против идеалов мещанского материального благополучия, накопительства, жизненного успеха, нравств. ригоризма, социального конформизма и т. п., а также против «абсолютистских» претензии науки, якобы повинной в становлении отвергаемого К. «массового образа жизни». К. ратует за создание «нерепрессивного» общества, к-рое бы открывало перед человеком возможности спонтанной самореализации и установления «подлинных», свободных от диктата внеш. необходимости и меркантильного интереса отношений с др. людьми и природой. К. отводит природе особое место в системе альтернативных ценностей, усматривая в ней сакральное начало, источник естественности и чистоты и противопоставляя её «урбанистско-индустриальной» пустыне как воплощению искусственности и репрессивности. Поскольку сущность человека  получает в К. внесоциальную трактовку, а социально-политич. революция отвергается как «не отвечающая» условиям высокоразвитого капитализма, формирование свободного общества связывается в К. прежде всего со становлением «новой чувственности», высвобождением подсознат. сил и влечений, развитием «внутр. опыта» и «религ. обновлением», истолковываемым в мистич. духе. Средства достижения поставленных целей - употребление наркотиков, религ. экстаз, неформальные связи между людьми, объединёнными в небольшие группы - альтернативные коммуны.

В К. 60-70-х гг. нашла отражение присущая совр. капитализму дегуманизация обществ. отношений, связанная с фетишизацией науки и техники, бюрократизацией обществ. жизни, ростом отчуждённости индивида от общества, кризисом институтов социализации и нек-рыми др. явлениями, наиболее остро прочувствованными молодёжью из средних слоев. Вместе с тем К. явилась гипертрофированной, извращённой формой выражения реальных тенденций к формированию анти-бурж. ценностей, имеет эзотерич. характер и не являет собой реальной практич. альтернативы господств. бурж. культуры. Нек-рые её элементы со временем сами становятся частью «культурного истэблишмента» и служат средством манипулирования общественностью в руках господств. класса.

Просмотров: 470
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Возникновение психологии как науки
  • Воля как характеристика сознания
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ МЕСТО В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
  • МАССОВОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • О.Конт как создатель социологии
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • ОБЩЕСТВА МАССОВОГО ТЕОРИИ
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Самоубийство как образ жизни
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Спенсер как создатель социологии
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА
  • ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА
  • Теории массового общества
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь