ХИНАЯНА

[санск.р., букв.- малая колесница или малый (узкий) путь], одно из двух основных, наряду с махаяной, направлений буддизма. Как оформленное движение возникло в нач. н. э. (понятие «X.» введено сторонниками махаяны) на С.-В. Индии (и Цейлоне), затем получила широкое распространение во всех азиат. странах, однако вытесненная на севере махаяной, окончательно утвердилась в Юго-Вост. Азии: на Цейлоне (совр. ШриЛанка), в Бирме, Камбодже (совр. Кампучия), Лаосе, Таиланде, получив название юж. буддизма (в сев. странах сохранилась в виде отд. сект) и оказав громадное влияние на все стороны жизни этих стран. Среди школ X. следует выделить: тхераваду (школу старейших), наиболее близкую к первонач. буддизму (в наст. время её название относится ко всему направлению X.), вайбхашику (сарвастиваду) и саутранти-ку. Главные источники: «Типитака» и примыкающая к ней палийская литpa, среди к-рой наиболее значимы: комментарий Будхагхоши (в частности, его «Висуддхимагга» - энциклопедия буддизма) и «Милиндапаньха» («Вопросы царя Милинды»). Большое значение имеет «Абхидхармакоша» Васубандху.

Основой X. является буддийская идея о двух состояниях бытия («проявленном» и «непроявленном») и, в частности, отождествление первого с волнением дхарм - психофизич. элементов безличного жизненного процесса. Акцент на том, что «Я» и мир являются лишь быстропреходящими комбинациями этих дхарм, подчёркивание нереальности «Я» и мира, духовной и материальной субстанции и одновременно реальности самих дхарм - существ. особенность X. (в отличие от махаяны). Так, характерной чертой X. следует признать отрицание существования души как самостоят. духовной сущности (доказательству этого посвящена «Милиндапаньха»).

В собственно этич. плане характерная для буддизма проповедь личного совершенствования принимает в X. форму подчёркнуто независимого (в частности, от любых сверхъестеств. сил) развития личности. Идеал совершенной личности в X.- архат (санскр.- достигший конечной цели) достигает совершенства самостоятельно и как бы мало беспокоясь о совершенстве других. Будда в X.- идеал и учитель совершенства - объект подражания и почитания. Хотя и в X. есть элементы его обожествления, в целом в ней нет ни сложного культа, ни сложной религ. организации; всё это заменено жизнью в монашеской общине. Одновременно в странах X. получил распространение своеобразный политеизм (соединение собственно буддийских черт с брахманизмом, шаманизмом, верой в духов и т. п.).

Просмотров: 470
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ЦАРЯ МИЛИНДЫ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии)
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • ИСТОРИЯ БУДДИЗМА
  • КОСМОЛОГИЯ БУДДИЗМА
  • МИЛИНДАПАНЬХА (Вопросы царя Милинды)
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Мифология китайского буддизма
  • МНЕМОТЕХНИКА БУДДИЗМА
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Полный, завершенный, достигший совершенства
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Принципы критериальной, или духовной, психологии
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Редукция, в частности, редуцирование
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (в странах Зап. Европы)
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • ШКОЛЫ РАННЕГО БУДДИЗМА
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь