ПОТРЕБНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

— заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создания эстетического человеком в разнообразных формах деятельности, и прежде всего в деятельности худож., в иск-ве, где эстетическое начало выражается в наиболее концентрированном виде. П. э. относится к разряду духовных П., хотя генезис ее восходит к материальной сфере жизни человеческого об-ва. Это закономерно, поскольку материальные потребности в своей первоначальной, исходной форме тесно связаны с процессом формирования человеческой духовности. П. э. строится на бескорыстном отношении субъекта к эстетическому объекту. Идея бескорыстия П. э. впервые в истории эстетики была представлена в эстетической концепции Канта. П. э. универсальна и синкретична (нерасчленима) по своей природе: мир и человек выступают в ней в целостном единстве. В силу интегративной универсальности и ориентированности на «родовое» человеческое начало, удовлетворение П. э, оказывается в состоянии дать, по мысли Луначарского, «максимальную радость человеку». Выступая исходным импульсом для творческого восприятия мира и преобразования его по законам красоты, П. э. способствует самотворческому развитию личности, совершенствованию человека. П. э. является как бы фундаментом, основанием, на к-ром строится эстетическая культура  личности, и представляет собой первоначальный компонент в структуре эстетического сознания. С П. э. тесно связано эстетическое чувство; она оказывает влияние на формирование эстетических вкусов и идеалов, отражается в конечном акте процесса эстетического познания — в эстетической оценке. В сфере реального функционирования эстетического сознания П. э. представлена как в осознанной, так и в неосознанной форме, проявляясь в последнем случае преимущественно эмоционально. Формирование П. э. личности обусловлено широким полем факторов эмоционального порядка и начинается с раннего детства, под эстетическим воздействием красоты природы, встреч с подлинно эстетическими объектами. Качественное развитие П. э. продолжается затем в течение всей жизни человека. Уровень П. э.— показатель не только эстетической культуры личности, но и ее культуры в целом, ее «человеческого достоинства» (Толстой). Наглядной иллюстрацией этому может служить история ленинградской блокады, когда истощенные люди заполняли залы филармонии (в таких условиях состоялась премьера знаменитой Ленинградской симфонии Д. Д. Шостаковича), театров, утверждая тем самым непобедимость духовного начала в человеке. Общественные П. э. и типологически совмещенные с ними худож. П. составляют основание того аксиологиче-ского (ценностного) «силового поля», к-рое направляет в каждый исторический период развитие эстетической и худож. культуры об-ва.

Просмотров: 2030
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Использование терапевтом своей личности
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • Переоценка своей личности
  • Правовой статус человека, гражданина и личности -
  • принцип активности сознания личности
  • РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
  • Развитие личности
  • Развитие личности
  • РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
  • РАЗДВОЕНИЕ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Расширение своей личности
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Учет своей личности
  • Формирование личности
  • Формирование личности
  • Формирование личности
  • ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
  • ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
  • ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
  • Формирование личности
  • формирование личности, психики
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь