ИНТУИЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

(позднелат. intuitio — созерцание) — непосредственное усмотрение скрытого ценностного смысла в явлениях действительности и произв. иск-ва, осознание его в акте эстетического восприятия и эстетической оценки, в деятельности творческой фантазии. Идеалистическая эстетика, абсолютизируя момент непосредственности, противопоставляет И. рациональному (опосредствованному суждениями и умозаключениями) знанию. Так, в иррационалистической эстетике Бергсона, следовавшего за Шопенгауэром, И., в т. ч. художественная, выступает как высшая форма познания,  как бескорыстное мистическое созерцание, полное слияние субъекта со специфическим объектом — динамической, духовной сущностью мира. Она противостоит интеллекту, вызванному к жизни утилитарными потребностями. Одновременно И., по Бергсону,— это бессознательный, инстинктивно-образный принцип и стимул творчества. В интуитивистской эстетике Кроне также подчеркивается творческий, формообразующий характер алогичной И., схватывающей в противоположность понятиям уникальное, неповторимое. Марксистско-ленинская эстетика, высоко оценивая роль И. в эстетической деятельности, прежде всего в худож. творчестве, отрицает, однако, мистическую, метафизическую интерпретацию этого явления. Иррационалистическая трактовка И. опровергается результатами экспериментальной психологии, в частности, данными школы Д. Узнадзе о психологии «установки» (Установка эстетическая), доказывающими тесную связь между сознательными, интеллектуальными моментами творческой деятельности личности и неосознаваемыми психическими процессами. Способность к непосредственному эстетическому восприятию действительности и произв. иск-ва, к продуктивному, творческому воображению опосредствована всем предшествующим опытом личности, запасом ее впечатлений, уровнем культуры, наконец, всей системой общественных отношений, в к-рую включен эстетический субъект. В И. в снятом виде представлены цель и результаты предварительной мыслительной деятельности. В свою очередь, И. как эстетическое восприятие произв. или как представление творящей фантазии стимулирует дальнейшую работу сознания как творца худож. ценностей, так и воспринимающего их субъекта, публики. Диалектика непосредственного и опосредствованного, чувственного и дискурсивного, эмоционального и рационального, единичного и общего позволяет избежать метафизического противопоставления И. др. механизмам эстетического сознания.

Просмотров: 888
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • Активизация творческой деятельности
  • Византийская эстетика (как парадигма)
  • Возникновение психологии как науки
  • Воля как характеристика сознания
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ
  • Древнерусская эстетика (как парадигма)
  • единства сознания и деятельности принцип
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ методика Иванова
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Православная эстетика (как парадигма)
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Средневековая эстетика (как парадигма)
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь