МАДХЬЯМИКА, мадхьямака

- первая филос. школа махаяны, возникновение к-рой в Индии 2 в. связывается с именем Нагарджуны, с созданием комментариев к праджняпарамитским и др. сутрам, с сочинением полемич., идеологич., гимнософич. и пр. ее текстов. В 6 в. М. разделилась на прасангхику и сватантрику; в 8 в. из последней образовались саутрантика-сватантрика и йогачара-сватантрика. В Китае М. под названием Саньлунь-цзун («школа трех трактатов») была установлена Кумарадживой в нач. 5 в. и играла значит, роль в кит. буддизме до 7--8 вв. В 8 в. в Тибете мадхьямики Шантаракшита и Камалашила активно участвовали в становлении буддизма и монастырского образования. С тех пор среди тибетцев М.— основополагающее духовное учение, к-рому они посвятили огромную лит-ру и о к-ром продолжают писать и сегодня крупнейшие иерархи тиб. школ, в том числе последний далай-лама. Филос. истолкование махаянского пути в М. было попыткой избегать крайностей утверждения и отрицания, что демонстрировалось знаменитой тетралемой (чатух-коти): А есть Б, А не есть Б, нет ни А, ни Б, нет ни не-А, ни не-Б, все посылки к-рой не годятся для поисков конечной религ. истины, являющейся невыразимой. Ее постижение возможно лишь в долгом духовном совершенствовании сострадания и мудрости, накоплении нравств. заслуг и глубоких знаний, длящемся не одно рождение. Однако сам этот процесс «созревания к просветлению» протекает в окружающей нас действительности (прежде всего внутренней). Она, конечно, иллюзорна (майя), пуста (Шунья) и полностью лишена к.-л. независимой сущности (них-свабхава) с т. зр. высшей истины (парамартха-сатья), тем не менее именно в этом взаимообусловленном мире относительных истин происходит обретение двух (позднее — четырех) «тел Будды» — уровней возможного отождествления адепта с абсолютом, т. е. происходит самоотрицание мирского посредством особых практик в поведении, речи, сознании, к-рым учат мадхьямики. Среднюю филос. позицию М. занимала и в вопросах причинности, происхождения дхарма-элементов: они не вечны, лишены к.-л. постоянных качеств и в то же время они не исчезают бесследно и навсегда. Положение раннего буддизма об отсутствии самостоятельной природы у индивидов М. распространила и на дхармы. Детальное развитие в М. получили также критика взглядов оппонентов (прежде всего указанием на логич. недостоверность их аргументов и сведением последних к абсурду), учения о двух истинах, пустотности, «телах Будды», срединном пути освобождения и др. Исследователи нередко указывают на существенное влияние философии М. на формирование индуистской школы адвайта-веданты — влиятельнейшей в Индии с раннего средневековья до наших дней. В. П. Андросов

Просмотров: 482
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь




Другие новости по теме:

  • «ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ» ТЕОРИЯ (теория «двух истин»)
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • »Да-Нет вопрос
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • ДВУХ ИСТИН ТЕОРИЯ
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • КОСМОЛОГИЯ БУДДИЗМА
  • МАДХЬЯМИКИ
  • МНЕМОТЕХНИКА БУДДИЗМА
  • Мыслители средневековья: основные доктрины схоластической философии. Боэций — учитель средневековья
  • Нет-арт
  • ОДИН БУДДА - ВСЕ БУДДЫ
  • ОНИ-ГРУППА
  • Патриотизм и критическое отношение к России, русскому народу — совместимы ли они?
  • Позднее развитие аналитической философии
  • ПУТИ ВОСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА К МУДРОСТИ
  • Рождение философии в Индии, Китае и Исламе
  • САНЬЛУНЬ ШКОЛА
  • СВАТАНТРИКА-МАДХЬЯМИКА
  • Семантическая концепция истины (для формализованных языков) А. Тарского
  • Символическое представление трех измерений в двух
  • ТРИДЦАТЬ ДВА ПУТИ МУДРОСТИ
  • ТРИДЦАТЬ ДВА ПУТИ МУДРОСТИ
  • Учение Декарта: процедуры, пути и результаты сомнения
  • Философское понимание начала в Индии, Китае и Исламе
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • ШКОЛЫ РАННЕГО БУДДИЗМА
  • Эпоха раннего средневековья
  • ЭФФЕКТ «МЫ» И «ОНИ»
  • эффект мы и они



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь