ЭВОЛЮЦИОНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ

- одна из главенствующих, наряду с соц. дарвинизмом, идей соц. мысли второй половины XIX в. Соц. Э. представлял собой попытки глобального осмысления истории, процесса как части общего бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции космоса, планетной системы, Земли, животного мира, культуры. Эволюция при этом понималась как имманентный самодвижущийся прогрессивный процесс развития (в противоположность, напр., диффузионизму, находящему источник развития об-ва вовне) в направлении от простого к сложному, от гомогенного к гетерогенному и т. п. Идеи соц. Э. складывались самостоятельно, следуя логике развития соц. философии (см. Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, Традиционалисты). Этот процесс проходил параллельно аналогич. процессу в биологии. Неслучайно поэтому появление универсальных эволюционных принципов развития Г. Спенсера за несколько лет до эволюционных принципов развития биологич. видов Ч.Дарвина (1859 г.). Англ. и франц. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. послужили реальной исторической основой размышлений о переходе об-ва от традиционного к современному, от "старого порядка" к новому об-ву; явились обоснованием деления истории человеческого об-ва на две глобальные стадии - традиционную и современную, индустриальную. В рамках этой Дихотомии создавались фактически все бурж. концепции соц. развития как XIX, так и XX вв.: военное и промышленное об-во (Г. Спенсер), община и об-во (Ф. Теннис), статусное и контрактное об-во (Г. Мэн), механич. и органич. солидарность (Э. Дюркгейм), нар. и городское об-во (Р. Редфидд) и др. Соц. эволюция, по Спенсеру, составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм обществ. жизни, их дифференциации и объединении на новом уровне организации. Спенсер представлял соц. эволюцию не как единый процесс, но как множество дивергентных, относительно автономных процессов, включая нек-рые процессы регрессивного упрощения соц. организации (что в большей степени соответствует представлениям второй почины XX в.). Последователи же Спенсера и многочисленые биологоэволюц. школы в социологии, осоенно расцветшие в 60-70-е гг. XIX в. после побед дарвинизма, сбивались на однолинейную трактовку эволюции. Основным прообразом понятия системы в ту эпоху было понятие организма и преобладающей формой мышления - органицизм (см.). В крайних формах органицизма развитие об-ва уподоблялось развитию биологич. организма - онтогенез повторяет филогенез: стадии общечеловеч. истории в главных чертах воспроизводятся индивидуальной историей молодых народов в новых условиях. В среде историков, этнографов того времени стало общепринятым отождествление "сложного", "более дифференцированного", "развитого", "высшего" с хронологически позднейшими этапами развития. В это же время установилась европоцентристская схема однолинейного развития человеч. цивилизации. Значительный вклад в научн. представления Э. внес Дюркгейм. Если Спенсер рассматривал разделение труда  (см.) как частное проявление общего эволюционного процесса дифференциации, то у Дюркгейма рост разделения труда является причиной и следствием растущей сложности об-ва. Ближайшим предшественником Дюркгейма в описании обществ. прогресса через возрастающую специализацию функций и соответствующую ей тенденцию к усовершенствованию орудий труда был О. Конт, к-рый представлял профессиональную специализацию и рост компетенции ведущим принципом организации об-ва. По Дюркгейму, на одном полюсе соц. эволюции находятся простые об-ва с неразвитым разделением труда и сегментарной структурой, состоящей из однородных и подобных друг другу сегментов; на другом - высокосложные об-ва, являющиеся системой различн. органов, из к-рых каждый играет специальную роль и к-рые сами состоят из дифференцированных частей. Эволюционная цепочка выглядит у Дюркгейма так: в сегментарном об-ве растет население; это увеличивает "моральную плотность", многократно умножает обществ. отношения, в к-рые включен каждый человек, и, следовательно, усиливается конкуренция; отсюда возникает угроза для сплоченности об-ва; разделение труда призвано устранить эту угрозу, т. к. оно сопровождается многообразной дифференциацией (функциональной, групповой, ранговой и т. д.) и требует взаимозависимости специализированных индивидов и групп. Здесь разделению труда приписываются функции создания новой моральной основы обществ. жизни после упадка простой механич. солидарности. Сегментарной структуре соответствует механич. солидарность, связующая людей в группы сходной практикой, верованиями и преобладанием принуждения в средствах контроля социального (см.). Более сложная форма соц. организации - органич. солидарность (см. Солидарность механическая и органическая) характеризуется ростом значения договорного права. Своей схемой Дюркгейм наметил типичную для современной социологии и теории организации линию рассуждений о соотношении специализации с др. процессами и с общим направлением обществ. развития. Лит:. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. Соч. Т. 5. М.-Л., 1953; Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996; Spencer H. Principles of sociology. L., 1893; Hallpike C.R. The principles of social evolution. Oxl, 1986. А.Д. Ковалев, М.С. Ковалева.

Просмотров: 1325
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • Делирия стадии развития
  • Диагностика оценки удовлетворенности и привлекательности труда в организации. В. М. Снетков
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • Конт о стадиях развития истории человечества
  • мониторинг развития системы образования
  • Недостатки в организации процесса труда
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • Психосексуального развития стадии
  • СОГЛАШЕНИЕ, ПРИНЯТОЕ В 1990 ГОДУ ОТНОСИТЕЛЬНО ИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЭМБРИОЛОГИИ
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Соц-арт
  • СОЦ-АРТ
  • СОЦ-АРТ
  • Спенсер как создатель социологии
  • Стадии психосексуального развития
  • СТАДИИ РАЗВИТИЯ
  • Стадии развития поведения ребенка
  • Стадии развития человека
  • Тенденция развития от общего к специфическому
  • ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
  • Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков)
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • Уровни эволюционного развития
  • Формы организации труда
  • ШКАЛА БОГАРДУСА (ШКАЛА СОЦ. ДИСТАНЦИИ)
  • Эриксонианские стадии развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь