ЭЛИТА НАУЧНАЯ

- один из первых подходов к определению Э.н. предложил итальянский экономист и социолог В.Парето. Он отмечал, что элита как вершина пирамиды об-ва подразделяется на две части: одна прямо или косвенно принимает участие в управлении  об-вом ("правящая элита"), а другая подвизается в художественной или научн. сферах ("неуправляющая элита"). Другой подход к классификации Э.н. предложил В. Оствальд. Он относил ученых в области естественных наук своего времени к великим людям. "Из всех особенностей, отличающих исследователя, самая важная - это оригинальность, т.е. способность не только воспринимать и усваивать то, что дано, но и создавать что-нибудь самостоятельное. Оригинальность ... носит по преимуществу характер врожденного или первоначального дарования. К этому же направлению в классификации Э.н. примыкает концепция канадского ученого Г. Селье. Этой темой также занимались представители отечественной науки. Так, Б.Г. Салтыков в качестве принадлежности ученых к элитному слою отмечает подтвержденный мировой уровень их исследований. С.А. Кугель и И.А. Майзель определяют Э.н. как категорию ученых, вносящих наибольший вклад в систему научн. знаний. Исходя из понимания науки как социокогнитивной системы, они делают вывод, что Э.н. формируется на основе объективно неустранимой разнородности и расслоения совокупного субъекта. Ее составляют те, кто по своим личностным качествам получает наивысшую оценку в направлениях научн. деятельности, в частности, в области нового знания. Отсюда в горизонтальном срезе выделяются два типа Э.н.: творч. и административно-управленч. Главное отличие Э.н. от элиты вообще заключается в том, что выявление Э.н. происходит не в соц. сфере, а в информационно-когнитивной, в плоскости научн. результатов и знания. Определение Э.н. размещается как бы на двух уровнях: сначала на уровне информационно-когнитивном, а затем на уровне соц. Другая особенность осмысления понятия Э.н. состоит в том, что выделение интеллектуально-личностного начала, характеризующего элитность, является процессом ретроспективным: путем обращения от актуальной профессиональной жизни ученого к его истокам, этапу формирования его выдающихся способностей. Другими словами, поводом для классификации ученых является совокупность их научн. достижений, оценка научн. сооб-вом значимости имеющихся научн. рез-тов. Поэтому можно дать такое определение Э.н.: это научн. работники, ученые, чьи профессиональные рез-ты имеют преимущественную значимость в науке, более высокую ценность, признанное научн. сооб-вом превосходство. Достижение элитных рез-тов является здесь как от мечалось выше, следствием оригинальности мышления ученого. Существует, независимо от типов и групп наук, единая шкала ценности научн. рез-тов Первый ранг, наиболее высокий, присваивается проблеме и ожидаемому рез-ту тогда, когда ожидаемый рез-т претендует на открытие новых закономерностей объекта исследования, новых явлений, новых соц.-обществ. теорий и т.п. Второй ранг научн. ценности характеризуется углублением и расширением знаний о тех объектах, в к-рых получены научн. рез-ты первого ранга. Содержание второго ранга - поиск новых свойств и взаимосвязей в ранее открытых законах, явлениях, новых изобретениях и т.п. Третий ранг научн. ценности представляет собой поиск новых областей применения известных идей и решений, расширение сферы использования открытий с учетом как позитивных, так и негативных сопутствующих факторов. Решение проблем третьего ранга связано с несовпадением возможностей инноваций полученных научн. рез-тов первого и второго рангов, т.е. это прединновационная часть полного цикла научн. идей. На основании данной классификации научн. проблематики и результатов исследований можно построить критерии элитарности научн. работников. Научн. работник может быть отнесен к элитной части научн. сооб-ва, если его творч. научн. рез-ты содержат научн. знания первого ранга ценности. Другим "проходным баллом" в элиту является величина коэффициента предпочтения той науки и того объекта исследования, которым занимается научн. работник. Тогда сочетание этих двух факторов - наличие в творч. активе научн. знания первого ранга ценности и определенное значение коэффициента на шкале предпочтений в структуре науки дает возможность научн. работнику иметь статус элитного. Н.Г. Осипова

Просмотров: 735
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Возникновение психологии как науки
  • Г. Гадамер: Исследования античности и поиски новых герменевтических парадигм
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • Каталог новых поступлений
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРИСУЖДЕНИЯ НАУЧНЫМ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ И ПРИСВОЕНИЯ НАУЧНЫМ РАБОТНИКАМ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ
  • Потребность в новых впечатлениях
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РАСПУТИН (Новых) Григорий Ефимович
  • Симптомы шизофрении второго ранга
  • Симптомы шизофрении первого ранга
  • Средства новых информационных технологий (СНИТ)
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • Упирать на что-л
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь