ВЫБОРКИ КОРРЕКТИРОВКА

- процедура приведения структуры совокупности выборочной (см.) в соответствие со структурой совокупности генеральной (см.) по одному или нескольким контролируемым признакам. Контролируемыми могут быть любые признаки, инвариантные задачам исследования, генеральные распределения к-рых известны. Как правило, для корректировки используют соц.-демографич. информацию: распределения по полу, возрасту, образованию, семейному положению, типу местожительства и др., но в общем случае выбор контролируемых признаков зависит от специфики исследования и источников рассогласования. Причины нарушения пропорций в выбороч. совокупности различны. Часто они связаны с организационными факторами: допущенными отклонениями от плана размещения выборочн. единиц по регионам, недостаточной численностью интервьюеров, невыполнением интервьюерами плановых заданий по опросу, высоким процентом забракованных анкет и т. п. Необходимость коррекции данных может быть вызвана значительным числом труднодоступных единиц, таких, как отказавшиеся отвечать, отсутствующие дома, а также низким возвратом анкет в почтовых опросах населения. Иногда восстановление структуры выборочн. совокупности является следствием неточной или неполной информации об исследуемом объекте на стадии проектирования выборки. Вместе с тем процедура корректировки выборки может планироваться как самостоятельный этап при анализе данных опроса в тех случаях, когда исследователя интересуют оценки не только всей совокупности, но и отдельных ее частей. Различают несколько способов корректировки данных опросов. Простейший из них предполагает добор недостающего числа анкет (по квоте или в целом) непосредственно в полевых условиях. Др. способы корректировки используют технику перевзвешивания и могут выполняться вручную или на ЭВМ. Перевзвешивание выбо-роч. рез-тов сводится к расчету по каждому значению контролируемого признака весового коэффициента, определяемого как отношение планового числа анкет к реально полученному. Затем количество анкет приводится в соответствие с вычисленным весом. Весовой коэффициент к>1 означает, что анкет с данным значением признака в массиве оказалось недостаточно, и каждая из них используется в обработке более одного раза, иными словами, объем таких анкет увеличивается в к раз. Если к<1, объем анкет соответственно уменьшается, анкеты, оказавшиеся в "избытке", случайным образом отсекаются и исключаются из обработки. Весовой коэффициент fc=l говорит о том, что данная группа анкет участвует в обработке без изменений. При программной реализации процедуры перевзвешивания на ЭВМ каждой анкете в зависимости от значения контролируемого признака приписывается свой вес и при обработке ее "вклад" в общую оценку корректируется в соответствии с рассчитанным весом. Лит. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М., 1977; Шварц Г. Выборочный метод. М., 1978; Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л., 1979; Петренко Е.С., Ярошен-ко Т.М. Социально-демографические показатели в социологических исследованиях. М., 1979; Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1979; Паниотто В.И. Качество социологической информации. Киев, 1986. Г.Н. Сотникова

Просмотров: 2230
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АРХИВ АНКЕТ
  • АРХИВ ДАННЫХ ИЛИ БАНКИ ДАННЫХ
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ
  • ВЫБОРКИ ОБЪЕМ
  • ВЫСШИЕ МОЗГОВЫЕ ЦЕНТРЫ (или СТРУКТУРЫ)
  • Гипноз как инструмент исследования
  • дисперсия(случайной величины или распределения вероятностей)
  • ЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ ПАРАМЕТР
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • коэффициентвариации (случайной величины или распределения вероятностей)
  • Механицизм как особый способ исследования
  • Объем выборки
  • ОБЪЕМ ВЫБОРКИ
  • ОБЪЕМ СОВОКУПНОСТИ
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Отбор случайный единиц совокупности
  • РЕПРОДУКЦИИ, МЕТОД (или ПРОЦЕДУРА)
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • УЗНАВАНИЯ, ПРОЦЕДУРА (или МЕТОД)
  • Фрейм -«как если бы»
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь