УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ

- ценностное отношение к соц. объекту, психологически выражающееся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него. В науке понятие У.с. введено У. Томасом и Ф. Знанецким к-рые синтезировали его из филос. понятия "ценность" и психологич. понятие "установка". В их концепции У.с. - это индивидуальное отношение к объекту, определяемому как ценность в данной соц. общности. Понятие У.с. одновременно указывает и на факт психологич. переживания отношения к значимому объекту, и на факт соц. детерминации, направленности отношения, тем самым объединяя смыслы аффектов, эмоций и их предметного содержания в едином понятии. Феномен У.с. особенно интенсивно изучался в США в исследованиях массовых информационных процессов (формирование обществ. мнения, пропагандистское воздействие, реклама и т. д.). При этом были эмпирически и экспериментально выявлены структура У.с, свойства (устойчивость, интенсивность, направленность, модальность, когерентность), условия, содействующие или препятствующие ее изменению; классифицированы сами установки: по их положению в системе ценностной ориентации (базовые, периферийные), по функциям (инструментальной, познавательной, защитной). Согласно современным представлениям о структуре У.с. она состоит из трех компонентов - когнитивного, аффективного и конатив-ного (поведенческого). Это деление необходимо понимать как представленность единого феномена в сфере сознания, эмоций и поведения. Наиболее сложной проблемой в исследованиях У.с. является проблема взаимосвязи ее компонентов, особенно соответствия осознаваемого компонента реальному поведению, т. е. соответствия убеждения поступку. Не менее сложен и вопрос об иерархии самих компонентов. В соц. психологии У.с. рассматривается как психологич. регулятор системы соц. отношении, а ее основными функциями считаются: интеграция, координация, регуляция поведения индивидов в коллективных действиях, жизнедеятельности соц. общности. В отечественной соц. психологии феномен У.с. изучается с позиции оо-щей психологии и психологии личности. Первый из этих подходов основан на концепции установки, разрабатываемой грузинской психологич. школой Д. Н. Узнадзе. При таком подходе фиксируется внимание на динамич. характеристиках У.с.: устойчивости эффекта ассимиляции и контраста и т. п. Основу второго подхода составляет концепция психологич. субъективных отношений личности, предложенная В. Н. Мясищевым. Оба подхода были синтезированы В А. Ядовым в диспозиционной концепции личности, к-рая трактует психич. структуру готовности к действию как систему предрасположен-ностей (диспозиций) на разных уровнях регуляции поведения. Основной метод измерения У.с. - шкалирование, наиболее известные шкалы - Лайкерта, Терстоуна, Гуттмана. В последние годы предпринимаются попытки применить для измерений психофизиологических и психофизических методы, к-рые призваны компенсировать недостатки вербального самоотчета. Знания об У.с. имеют большое практич. значение во всех сферах, где решается задача целенаправленного воздействия на поведение и сознание личности и соц. групп. Лит.: Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.. 1966; Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974; Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975; Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования/ /Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976; Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979; Шихирев П.Н. Современная социальная психология  США. М., 1979; Андреева Г.М. Социальная психология. М.т 1980; Thoman W.J., Znaniecki E. The Polish peasant in Europe and America. Vol. 1. Cambridge, 1918;McGuire W.J. The nature of attitudes and attitude change//The Handbook of social psychology. Vol. 3. Reading (Mass), 1968; Rockeach. M. Attitudes//The international encyclopedia of the social sciences. Vol. 1. N.Y., 1968; Kiesler A., Collins В., Miller N. Theories of changing a critical analysis of theoretical approaches. N.Y., 1969; Oskamp S. Attitudes, opinions and beliefs. Sage, 1990. П.Н. Шихирев.

Просмотров: 783
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • F1х.71х Расстройство личности и поведения
  • F68.8 Другие уточненные расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.
  • F68.8 Другие уточненные расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
  • F69 Неуточненное расстройство зрелой личности и поведения у взрослых
  • F69 Расстройство личности и поведения в зрелом возрасте неуточненное
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Возникновение психологии как науки
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Другие органические расстройства личности и поведения, обусловленные заболеванием, повреждением и дисфункцией мозга.
  • Другие расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F68.-)
  • ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • Комитет по профессиональной психологии (США)
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • предмет исследования (в психологии)
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • СОЦ-АРТ
  • СОЦ-АРТ
  • Соц-арт
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • УСТАНОВКА в психологии
  • Факторы социальной психологии
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • ШКАЛА БОГАРДУСА (ШКАЛА СОЦ. ДИСТАНЦИИ)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь