СОЦИОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ

- направление в зап. теоретич. социологии, противопоставляющее себя широко толкуемому позитивизму и неопозитивизму, акцентирующее в противоположность последнему не статичность и "согласие" соц. структур, а их диалектич. противостояние, конфликт между ними, порождающий непрерывное соц. изменение. Школа франкфуртская (см.) принадлежит к одному из основополагающих ответвлений С.д. Уже в 30-х гг. М. Хоркхаймер в своей концепции "тотального" подхода к об-ву выступает с критикой не только метафизич. односторонности гегелевской философии истории, но и "дурной единичности" позитивистского социологич. эмпиризма. Не найдя решения этой антиномии, Хоркхаймер и его сторонники начинают склоняться к негативно-критич. ориентации (акцент на тотальную "критику буржуазной социологии"). Гипер-критич. направленность доминирует в работе М. Хоркхаймера и Т. Адорно "Диалектика просвещения" (1947). Основоположники Франкфуртской школы выступают не только против бурж. социологии, но и против "просвещения" вообще: "просвещение" в их трактовке является универсализированным веберовским "принципом рациональности", к-рый, в свою очередь, толкуется как выражение отчуждения. Э. Фромм и Г. Маркузе связали это понимание диалектики с фрейдистскими категориями, превратив ее в социологи-зированный вариант диалектики отчужденного сознания и нерационализируемого бессознательного. Во Франции крупнейшим представителем С.д. был Ж. (Г. Д.) Гурвич. "Диалектич. гиперэмпиризм" (или "эмпирико-реалистич. диалектика") Гурвича содержит в себе резкое отрицание философии Гегеля, к-рый выделяет якобы из диалектич. триады (тезис - антитезис - синтез) лишь последний элемент, что равнозначно "смертному приговору диалектике". Подлинная диалектика, утверждает Гурвич, должна быть "непримиримой", полностью отрицающей всякую стабилизацию внутри соц. структур. С этой позиции он подвергает критике все предшествующие концепции диалектики социального, в том числе Марксову диалектику (правда, считая последнюю наиболее приемлемой). "Диалектич. гиперэмпиризм", по Гурвичу, - это не подход к фактам соц. реальности как к выхваченным из целостности и тем самым умерщвленным, деформированным явлениям, пригодным лишь для иллюстрации заранее заданных теорий, а открытие с помощью диалектич. метода бесконечно разнообразного опыта, основополагающие рамки к-рого беспрерывно обновляются. Тенденции к "диалектизации" амер. социологии, в к-рой наиболее сильной была традиция структурного функционализма (см. Анализ функционалъный в социологии), связаны с амер. периодом деятельности франкфуртской школы и ее влиянием на молодых амер. социологов. В отличие от функционалистов, сторонники амер. С.д. не считают структуру социума ("повседневной реальности") неизменной. Допускается возможность "проблемных ситуаций", неразрешимых в рамках старых структур. Соц. изменение рассматривается как фактор, равноценный по своему значению "соц. порядку". В категориальный аппарат социологии вводятся этически окрашенные категории - гуманизма, ответственности свободы выбора и т. д. Лит.: Буржуазная социология на исходе XX века М., 1986; Marcuse H. Reason and revolution. N.Y., 1941; Gur-vich G. Dialectique et sociologie. P., 1962; Horkheimer M Adorno Th.W. Dialektik der Aufklarung. Fr./M., 1969. С.М. Митина.

Просмотров: 560
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социологии
  • ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ
  • Критика буржуазной социологии (философии , идеологии)
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЕ
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
  • Натуралистическое направление социологии
  • О.Конт как создатель социологии
  • ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • Психологическое направление в социологии
  • СОЦ-АРТ
  • Соц-арт
  • СОЦ-АРТ
  • СОЦИОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ
  • Спенсер как создатель социологии
  • Субъективная школа социологии
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ШКАЛА БОГАРДУСА (ШКАЛА СОЦ. ДИСТАНЦИИ)
  • ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
  • ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЧЕСКАЯ
  • Школа понимающей социологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь