САМОСОЗНАНИЕ

- осознание индивидом своей физич., интеллектуальной, личностной специфики, нац. и профессиональной принадлежности, места в системе обществ. отношений. Правомерно также говорить об этич., классовом, профессиональном С. Сам термин "С." впервые был употреблен в древнеиндийском эпосе (в IX в. до н. э.). Как теоретич. концепция С. рассматривалось в рамках идеалистич. течений в древнеиндийской, древнекитайской, древнегреческой философии. Не исчезало, а принимало иные религиозные и метафизич. оттенки понятие С. и в период средневековья. В Новое время теория С. занимает значительное место в работах классиков нем. идеалистич. философии конца XVIII - нач. XIX вв.: Канта, Фихте, Гегеля. Взгляды философов-идеалистов становятся методологич. основой развития первых психологич. концепций С. (А. Пфендер, Т. Липпс - на Западе, Е. Бобров, Л. Лопатин - в России), в к-рых С. выступает как сверхвременная духовная субстанция, познать к-рую возможно только через интроспекцию. Проблема С, как и проблема сознания, комплексная. В зависимости от принадлежности С. индивиду, классу, нации и т. д., а также от аспекта изучения его содержания, оно может стать предметом исследования ряда смежных наук - философии, психологии, социологии, а также педагогики и этнографии. Наиболее разработана данная проблема в философии и психологии. Исследования отечественных философов и психологов стали важнейшей вехой в утверждении категории С, в ее действительной научной интерпретации. С, как и сознание, стало рассматриваться в рамках теории отражения. В психич. жизни индивида они неразрывны, хотя качественно своеобразны. В процессах сознания С. присутствует в форме осознания и отнесения акта сознания именно своему "Я", а процессы С. могут осуществляться только на основе осознания своей временно-пространственной принадлежности и отнесенности к внешнему миру. Если сознание ориентировано на объективный мир в целом, то объектом С. является субъективный мир личности. В С. она - и субъект, и объект познания. Исторически С. могло зародиться, так же как и сознание, только на основе обществ. взаимоотношений между людьми, в процессе создания продуктов труда. Опосредствованно познавая себя в труде и общении с другими, человек мог регулировать свои действия и поведение в системе обществ. взаимоотношений, изменяя их сообразно своим потребностям, психич. и физич. возможностям, соц. статусу. С. - развивающийся в онтогенезе процесс, связанный с общим развитием человека. Формируясь в деятельности, в действии, в поведении, оно реализуется также через внешние формы своего проявления. С. в структуре личности выступает стержневым звеном, участвует в регуляции всех форм ее активности, развития и саморазвития. Оно - необходимое условие сохранения тождественности личности, преемственности отдельных стадий ее развития, в нем отражается своеоразная история индивидуальности. С. - это единство трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования. Они представлены в любом реальном проявлении С. Самопознание - исходный момент и основа существования С, его рез-т - знание индивида о себе. Это знание связано с собственным отношением к нему самого индивида. В нем отражается степень ценности конкретного итога самопознания. Именно на этой основе и формируется эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщенные достижения в сфере самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе объединяются в особом образовании С. - в самооценке. Она становится внутренним механизмом саморегулирования действенно-волевой сферы С. Имплицитно присутствуя в структуре регуляции поведения, самооценка позволяет выбирать наиболее адекватные, оптимальные линии поведения, определяя его стиль и способы реагирования на поведение других, отношение к предполагаемой оценке своего поведения и т. д. Самооценка - динамичный рез-т процессов С. В ходе развития личности она становится глубже, более устойчивой, полнее охватывает ее психич. свойства, нравственные ценности, отношения и т. д. Однако самооценка не есть только отражение итогов самопознания и самоотношения, она включает всегда элементы прогноза, экстраполяции себя в будущее. Компонент будущего в самооценке - существенный момент саморегулирования, включенного в процессы самовоспитания, саморазвития личности. Саморегулирование поведения функционально осуществляется как двухуровневый процесс. Первый уровень - управление поведенч. актом на всех этапах его развертывания. Второй - действие самоконтроля, т. е. своеобразной обратной связи внутри процесса саморегулирования. Самоконтроль проявляется в непрерывном прослеживании всех звеньев поведенческого акта, их связи, последовательности внутренней логики. Это своеобразный "отчет" личности перед собой о соотнесенности цели действия, хода его выполнения, с усвоенной и принятой системой соц. эталонов. Самоконтроль дает возможность учитывать внешние и внутренние условия протекания действия и в случае неоо-ходимости изменять его, включать дополнительные усилия, актуализировать потенциальные резервы личности. Лит.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. Чеснокова И.И. Проблема самосознания. М, 1977; Столин В.В. Самосознание личности. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990. И.И. Чеснокова.

Просмотров: 1349
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • "F60.3" Эмоционально неустойчивое расстройство личности
  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • F1х.71х Расстройство личности и поведения
  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • F60.3 Эмоционально лабильное расстройство личности.
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • История развития учения о патологии личности
  • Л.Карсавин:Проблема личности
  • Личности область (область формирования и развития личности)
  • метод исследования личности на основе составления таблиц распределения
  • Мотивы развития личности
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • принцип активности сознания личности
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Субъект общения, страдающий эмоционально неустойчивым (импульсивное, пограничное) расстройством личности
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Эпигенетическая теория развития личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь