ЛИЧНОСТЬ

- целостность соц. свойств человека, продукт обществ. развития и включения индивида в систему соц. отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Индивид становится Л. в процессе освоения соц. функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена социума. Стремление слиться с соц. общностью (идентифицироваться с нею) и вместе с тем обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает Л. и продуктом и субъектом соц. отношений, соц. развития. Формирование Л. осуществляется в процессах социализации (см.) индивида и направленного воспитания: освоения им соц. норм и функций (соц. ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Помимо общесоциальных, Л. приобретает черты, обусловленные спецификой жизнедеятельности особых соц. общностей, членами к-рых являются индивиды, т. е. классовых, соц.-профессиональных, нац.-этнич., соц.-территориальных и половозрастных. Освоение черт, исущих этим многообразным общностям, а также соц. ролей, выполняемых индивидами в Тпупповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в соц.-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой - придает Л. неповторимую индивидуальность, так как эти социально обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизич. свойств субъекта. Л., т. обр., интегрируется с индивидуальностью. В качестве устойчивой целостности психич. свойств, процессов и отношений Л. является предметом изучения в психологии. Социологич. же анализ выделяет в Л. именно соц.-типическое как целостность необходимых для выполнения обществ. функций характерологич. и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентации и соц. установок, доминирующих мотивов деятельности. В качестве субъекта соц. отношений Л. характеризует активная деятельность, к-рая, однако, становится возможной и продуктивной благодаря овладению культурой, унаследованной от предшествующих поколений. См. также: Теория личности ролевая, Теория личности социологическая. Лит.: Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969; Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975; Человек как объект социологического исследования. Л., 1977; Кон И.С. В поисках себя. М., 1984; Головаха Е.И., Крокик А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984; Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 1-3. М., 1983-1985. В.А. Ядов.

Просмотров: 827
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • Амбивалентность свойств личности
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • концепция отношений личности
  • КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ (СУБЪЕКТИВНЫХ) ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
  • ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ АКМЕОЛОГИИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
  • Опросник формально-динамических свойств индивидуальности человека
  • ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ
  • отношений личности концепция
  • Отношений личности концепция
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • ПСИХОДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦ-АРТ
  • СОЦ-АРТ
  • Соц-арт
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • теория интерперсонального поведения трехмерная В. Шутца (теория фундаментальной ориентации межличностных отношений)
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • ШКАЛА БОГАРДУСА (ШКАЛА СОЦ. ДИСТАНЦИИ)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь