КУЛЬТУРА ПРАВОВАЯ

- совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения. поведения, а также отношения к материальны, и духовным ценностям об-ва. В научной литературе К.п. характеризуется как 1) совокупность ценностей, принципов мировоззренческих установок в области права, подкрепленных профессиональными правовыми знаниями; 2) совокупность обществ. мнений, оценок содержания, действия норм позитивного права и правовой системы в целом; 3) достигнутый уровень накопления, владения и пользования правовой информацией (напр., использование вычислительной техники, автоматизированных поисковых систем и т. п.). К.п. - сложно структурированное понятие, именимое не только индивидуально, но и к отдельным профессиональным группам, соц. слоям, к гос. обществ. органам, учреждениям и должностным лицам. Для оценки и характеристики К.п. в сфере гос. управления важнейшее значение приобретают: соблюдение законности, устранение злоупотреблений властью, гарантированность обеспечения законных интересов и прав граждан, компетентность, деловитость, умение руководить и т. п. В состав К.п. входят следующие комплексы: право как система норм, выражающих "гос. веления"; правоотношения, т. е. система обществ. отношений, регулируемых правом; правовые учреждения как система гос. органов и обществ. организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование общественно полезной деятельности и исполнение права; правосознание, т. е. система духовного отражения правовой действительности; правовое поведение  (деятельность) как законопослушное, так и противоправное. К.п. находится в органич. единстве и взаимосвязи с остальными областями культуры - политич., этич. (нравственной), эстетич. В социологии разработаны следующие критерии измерения уровня К.п. членов об-ва: достигнутый соц. статус, образовательная подготовка, ориентация на правовые ценности, постановка соц. активных жизненных целей, выбор мотивов и вариантов поведения, чувство законности и справедливости, критич. восприятие негативной соц. практики и др. В научной литературе проводится водораздел между внешней и внутренней сторонами К.п. (М. Вебер, Г. Хэрт и др.). С внешней стороны К.п. рассматривается как один из аспектов сложившейся соционормативной системы и характеризует правовую зрелость всего об-ва. С внутренней стороны К.п. характеризует глубину индивидуального восприятия права и умение приспо-сооить нормы действующего права к своим потребностям и интересам. В этом смысле право приобретает инструментальную жизненную ценность. Лит:. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988. СВ.Боботов.

Просмотров: 598
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА и ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
  • ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ВЗРОСЛЫХ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • Здравоохранение (как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения)
  • ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  • КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  • МОНОГРАФИЯ КАК ЖАНР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Н.Луман: Общество как коммуникативная система
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Образование как система
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРАВА ГРАЖДАН
  • ПРАВА ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • Права женщин в системе прав человека
  • ПРАВА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ВЗРОСЛЫХ
  • Правовой обычай (обычное право)
  • Правовой статус личности
  • Правовой статус человека, гражданина и личности -
  • ПРАВОВОЙ СТАТУС ЯЗЫКА
  • Правовой статус языков
  • Правоприменение (применение норм права)
  • РЕЛИГИЯ КАК КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
  • Система уголовного права
  • Системы гражданского права
  • Системы общего (англосаксонского) права
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • Школа как развивающаяся система
  • Школа как функционирующая система



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь