БОГДАНОВ

(псевдоним; наст. фам. Малиновский) Александр Александрович (1873- 1928) - русский социолог, философ, экономист, политич. деятель, ученый-естествоиспытатель. Б. приобрел известность как экономист своим "Кратким курсом экономич. науки" (1896). Свою т.зр., к-рая была выработана им после 1908 г.,  Б именовал "импириомонизмом", суть к-рого заключается в рассмотрении "физич." и "психич." как различ. образом организованных элементов единого опыта: психическое - индивидуально организованный, физическое - социально согласованный, социально организованный опыт; время, пространство, причинность и закономерность в природе рассматриваются как формы социально организованного опыта. Отличительным признаком соц. жизни Б. считает ее сознательно психич. характер: социальность нераздельна с сознательностью, а потому обществ. бытие и обществ. сознание тождественны. Смысл идеи прогресса Б. видит в "возрастающей полноте и гармонии жизни сознания", а идеалом развития об-ва (как и природы) является равновесие, трактуемое как отсутствие противоречий. Экономика лишь "пограничная область технич. и идеологич. прогресса", а собственность на средства производства  - внешнее выражение организационных функций собственника. Поэтому соц. дифференциация определяется не собственностью на средства производства,  а владением-организационным опытом. В ходе борьбы за организацию "хаоса" элементов в "физич." мир люди делятся на соц. группы в зависимости от специализации и на классы - рез-т организационно-идеологич. обособленности организаторов и исполнителей. Б. стремился дополнить марксистскую теорию классов и классовой борьбы идеей "организационно-идеологич." творчества масс: поскольку господствующим классом является класс организаторов производства, то путь к уничтожению классов лежит не в завоевании власти, т. е. через революцию, и переходе средств производства в руки трудящихся, а в обобществлении организационного опыта путем идеологич. воспитания рабочего класса, в ходе создания особой "пролетарской культуры". Развитию эмпириомонизма в области обще-ствознания служила "всеобщая организационная наука" - тектология (от греч. tektonike - строительное искусство). В ее основе лежат идея "единства опыта", получаемого активно-организационным путем, и принцип равновесия. Нарушения этого принципа составляют предмет организационной диалектики. По Б., все предложенные в "Тектологии" схемы носят универсальный характер. Для описания обществ. "порядка" Б. впервые в России применил термин "соц. система". Об-во, по Б., - сочетание многих элементов: внешних (физич. природная среда - климат, флора, фауна; взаимодействие с др. об-вами) и внутренних, среди к-рых решающая роль принадлежит группам, выполняющим функции управления; причем к числу равноправных факторов он относит и идеологию этих управляющих групп. Об-во как система, по мысли Б., демонстрирует состояние равновесия. Поэтому тезис К. Маркса: философы до сих пор объясняли мир, а задача заключалась в том, чтобы изменить его, - Б. интерпретирует так: философия как созерцательная по своему существу наука должна быть отброшена и заменена тектологией. Задача тектологии - не "представлять" мир в виде единого целого, но превратить его в организованное целое, "каким он реально не был". Соч.: Очерки по философии марксизма. СПб., 1908; Философия живого опыта. СПб., 1913; Очерки всеобщей организационной науки. Самара, 1921. A.M. Черных.

Просмотров: 577
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • Возникновение психологии как науки
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Мир религиозного опыта в средневековой философии
  • НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Образование как система
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • РЕЛИГИЯ КАК КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
  • Самоубийство как образ жизни
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Школа как развивающаяся система
  • Школа как функционирующая система
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь