СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

- один из этапов разработки программы социологического исследования . Суть его состоит в рассмотрении объекта исследования как системы, т.е. комплекса элементов и связей, образующих во взаимодействии органическое целое, в котором фактическое или предполагаемое изменение одного из элементов ведет к изменению других элементов и всей системы в целом. С.А.О.И. включает в себя также и принцип циклической взаимосвязи генезиса (истории), структуры и функций, принцип гомеостазиса. Принцип взаимосвязи генезиса, структуры и функций предполагает изучение структуры объекта путем выделения ее элементов, их функций и взаимосвязи; описание и объяснение эволюции системы; выяснение того, как данный объект функционирует в системе большей общности. Принцип гомеостазиса предполагает выяснение механизмов, обеспечивающих устойчивость, динамическое равновесие системы. В социологических исследованиях С.А.О.И. используется, как правило, не в виде строгих алгоритмов, а как общие методологические установки исследовательской работы.

Допустим, исследуется трудовая деятельность молодых рабочих. Цель исследования - выявление мотивов трудовой деятельности, отношения к труду в зависимости от содержания труда и уровня запросов личности работника. Элементами данного объекта являются факторы, детерминирующие отношение к труду.  Их можно разделить на три группы.

Первая группа - общие и специфические факторы. К общим относятся социально-экономические и иные социальные условия трудовой деятельности. Эти факторы, будучи равнодействующими по отношению к любым видам труда и любым типам личности, являются постоянными. К специфическим факторам относятся функциональное содержание труда,  условия труда,  взаимоотношения в коллективе, особенности внетрудовой деятельности рабочего, личностные и ролевые характеристики работника.

Вторая группа факторов - прямые и косвенные. Прямые факторы непосредственно фиксируются и поддаются контролю в объекте исследования: условия, организация, функциональное содержание, система оплаты труда, отношения в коллективе и отношения рабочих с руководством. Косвенные факторы прямой регистрации не поддаются; семейное воспитание, обучение, воздействие средств массовой информации.

Третья группа - факторы объективные и субъективные. К объективным относятся условия и обстоятельства, образующие независимые от субъекта предпосылки его деятельности, к субъективным - связанные с переработкой внешних условий в сознании и психике индивида Объективные факторы являются стимулами, внешними побуждениями к деятельности, субъективные - мотивами, внутренними побуждениями.

Элементы и связи объекта могут быть изображены графически, с помощью математических моделей или в форме описания. Часть определенных элементов и связей включается в сферу исследования и образует его предмет.

С.А. Шавель

Просмотров: 4497
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • F54 Психологические и поведенческие факторы, — связанные с расстройствами или заболеваниями, классифицированными в других разделах
  • F54 Психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках
  • Внешние факторы трудовой деятельности
  • Внутренние факторы трудовой деятельности
  • ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ИСТОРИИ
  • Психотерапия: общие факторы
  • Системы оплаты труда
  • Труда условия
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • Условия труда
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • Условия труда
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • Условия труда
  • Условия труда
  • Условия труда -
  • ФАКТОРЫ КОАГУЛИРУЮЩИЕ, ФАКТОРЫ СВЕРТЫВАЮЩИЕ
  • Факторы роста производительности труда
  • Формы и системы оплаты труда
  • Формы и системы оплаты труда
  • Формы и системы оплаты труда
  • ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ)
  • Экстралингвистические факторы (Социальные факторы)
  • Эмпирическая схема объекта исследования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь