ВИТГЕНШТЕЙН ЛЮДВИГ

(Wittgenstein, Ludwig) (1889-1951) - австрийский философ, оказавший огромное влияние на современную философию и на некоторые области социологии. Необычен среди философов тем, что внес свой главный вклад в два расходящихся крупных движения в рамках предмета: (а) в "Tractatus Logico-Pkilosophicus" (1923) язык был представлен как "изображение" мира. Согласно этой теории, "истинность" или "ложность" любого суждения есть в конечном счете вопрос его "соответствия" или отличия по отношению к "атомным фактам", то есть "конечным простейшим", которые составляют мир. Данное представление (связанное с "логическим атомизмом" Рассела) оказало важнейшее влияние на Логический позитивизм; (б) в "Философских исследованиях", изданных посмертно (1953), Витгенштейн — оставивший философию, полагая свою задачу выполненной в "Tractatus"— аннулировал свою "картинную теорию", разработав вместо нее теорию, в которой язык рассматривался как обеспечение "инструментов", работающих только в пределах определенных социальных контекстов или в отношении определенных задач. Значение наиболее важного его понятия — язык — это форма жизни (см. также Языковые игры), а в "Tractatus" он был основой универсальных истин, надежной базой науки. Теперь же появилось множество языков, и любая истина соотносилась с ними. Возможно, данный подход был внутренне присущ более ранним представлениям, но, уходя из философии, он заявлял: "Я не сказал то, что нельзя не сказать". Во второй работе есть многое, что нужно сказать, но ничего не существует независимо от определенных языков. Именно во "второй" форме философия Витгенштейна проявила разветвляющееся воздействие на социологию, особенно на социальную феноменологию и этнометодологию, отчасти через лингвистическую философию, а отчасти более непосредственно, а также путем работ Питера Уинча. Она также глубоко проникла в исторические и социальные исследования естественной науки, особенно в труды Томаса Куна и Пауля Фейерабенда. Влияние более позднего Витгенштейна считалось губительным некоторыми социологическими комментаторами, например, Гелнером (1974), который видит в этом возвещение о "новом идеализме" и "новом релятивизме". Для других (как для Уинча) значимое понимание убеждений и ценностей социальных акторов в определенных социальных контекстах, в которых они расположены, существенно в социологическом анализе, являясь единственной целью предмета. Однако есть и третье представление. Для многих акцент Витгенштейна на первоначальном понимании убеждений и ценностей социальных акторов, прежде чем пытаться объяснять их, — наиболее важный и ценный. С этой точки зрения существуют прямые параллели между тем, что некоторые социологи заимствовали у Витгенштейна, и тем, что можно также встретить в концепции Вебера оценок последовательной действительности: сочетание "значимых" и более широких "причинных" объяснений.

Просмотров: 639
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • ВИТГЕНШТЕЙН (WITTGENSTEIN) Людвиг (1889-1951)
  • ВИТГЕНШТЕЙН (WITTGENSTEIN) Людвиг (1889-1951)
  • ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг (1889- 1951)
  • ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг (1889-1951)
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • Делать вид, что не понимаешь
  • ЖЕНЩИНА, РОЖАВШАЯ ШЕСТЬ И БОЛЕЕ РАЗ
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • Людвиг Витгенштейн (1889-1951)
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ИЛИ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • Прекрасное есть жизнь
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Тератологический, то есть относящийся к тератологии
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • Упирать на что-л
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • Я знаю, что ничего не знаю



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь