ЭГОИЗМ

(лат. ego - я) - жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека,, с т. зр. его отношения к об-ву и др. людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами об-ва и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением, индивидуализма. Как моральное качество в истории нравственного сознания человека Э. обычно оценивался отрицательно, хотя иногда в это понятие вкладывался и некий положительный смысл. Как распространенное общественное явление Э. возникает вместе с частной собственностью в условиях разложения первобытнообщинных отношений. Особое значение он приобретает в буржуазном об-ве, когда частнособственнические отношения достигают наивысшего развития. Для капиталиста частное предпринимательство, подчиненное сугубо своекорыстным, эгоистическим целям, в сущности, является единственной формой, в какой он может участвовать в общественно полезной деятельности. Поэтому буржуа, с одной стороны, культивирует в себе Э., а, с др. стороны, представляет свое накопительство как благодеяние, оказываемое им об-ву. На этой почве возникают даже этические теории о полезности Э. (Эгоизма теории). Отношения капитализма формируют эгоистическую психологию не только у господствующего класса, но и в значительной мере у мелкой буржуазии и даже у трудящихся. По своему существу принцип Э. глубоко антигуманистичен, ибо практически означает равнодушие к окружающий людям и пренебрежение их интересами. В отдельные периоды исторического развития принцип Э., играл относительно прогрессивную роль. Так, начиная с эпохи Возрождения и до победы капиталистических отношений проповедь в литературе, искусстве и философии Э. как любви к себе и права каждого на счастье (Эвдемонизм, Гедонизм) сыграла определенную роль в освобождении умов людей от средневеково-религиозных представлений о «бренности» и «низменности» земной жизни, в признании достоинства отдельной личности, в осознании людьми своих интересов и законности стремления каждого к счастью. С утверждением же капитализма с предпринимательской деятельности был сорван ореол «промысла счастья», она обнажила свою бесчеловечную природу, уродующую отношения между людьми; С этого момента проповедь Э. и приверженность ему принимают отчетливо выраженный аморальный характер. Коммунистическая нравственность противопоставляет Э. принцип коллективизма, предпочтение общественных интересов личным, заботу о людях, товарищескую взаимопомощь. В социалистическом об-ве Э. становится пережитком прошлого, постепенно преодолеваемым в процессе формирования коммунистических отношений. Социальные причины Э. окончательно будут устранены с полным удовлетворением материальных и духовных потребностей всех членов об-ва, с развитием коммунистической сознательности, когда отпадет необходимость в распределении жизненных благ по труду. Преодолению Э. в значительной мере способствует создание атмосферы непримиримости ко всем его проявлениям.

Просмотров: 682
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • единства сознания и деятельности принцип
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Качество жизни пожилых людей
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ЛИЧНЫЕ, СУБЪЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НЕОБЪЯСНИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • НЕПРИЯЗНЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • ПОТРЕБИТЕЛЬСКО-ЭГОИСТИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • принцип единства явления и его сущности
  • Принцип счастья жизни
  • Принцип фальсификации теории
  • Причинностные отношения, или отношения причинности
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь