СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ОБРЯДНОСТЬ

- система коллективных символич. действий, воплощающих в себе социалистич. идеи, ценности и идеалы и вызывающих интенсивные чувства и переживания их участников. Предпосылки С. о. возникали еще до победы социалистич. революции, в процессе развития рабочего и революц. движения масс. Уже тогда формировались нек-рые обряды, гл. обр. обществ.-политические, к-рые в эстетически насыщенной, торжеств. форме воплощали революц. и со-циалистич. идеи. В социалистич. об-ве постепенно создается система гражд. обрядов, в к-рую входят обряды обшеств.-политиче-ские, воинские, трудовые, детские и юношеские, семенные. Содержание С. о. составляют социалистич. идеология, нормы, ценности, принципы и идеалы социализма. С. о. представляет собой важное средство коммунисткч. воспитания. Обряд — это органич. сплав идейн. и эмоц.-психологич. воздействия ка личность. Сила обряда и его преимущество по сравнению с др. способами воспитат. воздействия состоят в том, что он представляет собой сопереживание всеми его участниками соответствующих идей, представлений и чувств. Это способствует глубокому усвоению воплощенных в нем идей, норм и представлений. В жизни отд. человека, семьи или общества существуют определенные «узловые точки», знаменующие переход в новое состояние, формирование новых отношений. В жизни человека это его рождение, вступление в брак, появление ребенка. В жизни общества - победа в освободит, войне, революция, принятие Конституции и т. п. Подобные «узловые точки» требуют обрядового оформления, ибо нуждаются в коллективной обществ, санкции, выраженной в эмоц.-насыщенной и яркой форме. Обряд занимает определенное место в жизни социалистич. общества, но его роль ае следует абсолютизировать. Обрядовое оформление противопоказано тем событиям, к-рые носят динамич. характер, в ходе к-рых осуществляются поиски и выработка новых решений. И напротив, обряд необходим в тех случаях, когда речь идет об усвоении отд. людьми уже выработанных обществом идей и решений. В различных республиках и областях нашей страны накоплен значит. опыт формирования и внедрения С. о. Общее идейн. содержание С. о. яе исключает, а предполагает наличие нац. особенностей в формах обрядов в разных республиках. С. о. вбирает в себя лучшие элементы народных обрядов, бытовавших в прошлом. Особое значение в этой связи приобретает ее эстетич. сторона, использование в ней народной музыки, песен, танцев. Чрезвычайно велика роль С. о. в системе атеистич. воспитания. Только удовлетворяя объективную потребность в обрядовом оформлении значимых для лич-чоста, кол-ва и общества событий, можно противостоять влиянию на людей обрядов религиозных. Практика развития С. о. в нашей стране г-оказывает, что распространение новых обрядов уменьшает количество людей, участвующих в религ. обрядах, в части, в венчаниях, крещениях, церк. похоронах и т. п.

Просмотров: 1201
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.




Другие новости по теме:

  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • Г. Гадамер: Исследования античности и поиски новых герменевтических парадигм
  • ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Качество жизни пожилых людей
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • Продолжительность жизни человека
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Страхи людей на разных этапах жизни
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • Техника «это еще не все»
  • УЗЛОВЫЕ ТОЧКИ
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Цель жизни Человека
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь