Я

Один из наиболее доминантных аспектов человеческого опыта – навязчивое ощущение уникальности собственного существования, то, что философы традиционно называют проблемой идентичности личности, или Я. Соответственно, этот термин довольно хорошо представлен в психологической теории, особенно в областях социальной психологии и психологии развития, в исследованиях личности и в сфере психопатологии. Не удивительно, что различия в способах употребления чрезвычайно сильные и довольно несистематические, и то, какое значение предполагается, часто связано с тем фактом, что термин может использоваться таким образом, который тонко взаимодействует с грамматическими формами. Чтобы оценить эту проблему, см. статью само. Ниже приводятся шесть значений термина Я, которые, видимо, в основном, подразумеваются при его употреблении: 1. Я как внутренний агент или сила, наделенные контролирующими и направляющими функциями в отношении мотивов, страхов, потребностей и т.д. Здесь Я – гипотетическое существо, признанный аспект души с предназначенной ему определенной ролью. Это значение встречается в понятии Адлера о творческом Я, в Салливановской системе Я и в ранних работах Юнга. 2. Я как внутренний свидетель событий. Здесь Я рассматривается как компонент души, выполняющий интроспективные функции. Это Я, предположительно, может наблюдать то Я, которое выражается в значении 1. Уильям Джемс подчеркивал в 1890 г., что эти два значения можно было бы лучше всего выразить словами те и /, при этом те – известное Я, Я как объект в значении 1, и/ – знание о себе, Я как субъект в значении 2. 3. Я как совокупность опыта личности и ее выражения, Я как живое существо. Здесь этот термин используется всеобъемлюще и относительно нейтрально, и другие термины, такие какэго, личность, индивид, организм и т.д., являются допустимыми синонимами. 4. Я как синтез, Я как организованное персонализированное целое. Это значение подобно значению 3, но с дополнительной коннотацией, что человек концентрируется на интегра-тивном аспекте. Те, кто используют этот термин, таким образом, часто представляют это как логический конструкт, который выводится косвенно из ощущений индивидом личностной непрерывности, несмотря на изменения во времени. Таким образом, обычно, термин личность является допустимым синонимом для этого значения (но см. эту статью для обсуждения проблем с его употреблением). 5. Я как сознание, осведомленность, концепция личности; Я как идентичность. Термин Гордона Оллпорта проприум здесь является подходящим синонимом. 6. Я, как абстрактная цель или конечный пункт на некотором личностном измерении. Это значение воплощено, в частности, в более поздних работах Юнга, в котором Я стало пониматься как окончательный архетип, находящийся между сознанием и бессознательным, достижение Я, таким образом, является заключительным выражением духовного развития человека. Маслоу также выражал это значение, но только косвенно, в составном термине самоактуализация. Обратите внимание, что значения 1-5 рассматриваются, в той или иной форме, как существующие аспекты личности человека; а значение 6 – нет, это, скорее, потенциал личности.

Просмотров: 623
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Оксфордский толковый словарь по психологии. Под ред. А. Ребера




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Возникновение психологии как науки
  • Второе значение образования как результата
  • Группа как субъект общения
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Диалог как духовное общение: концепция Т. А. Флоренской
  • Знание “как”
  • ЗНАНИЕ КАК
  • Знание как деятельность
  • ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ АКМЕОЛОГИИ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Память как знание
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Человек как ученый
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь