Дискуссии в социальной философии и этике

В последние десятилетия XX в. социальная, философия и этика существенно трансформировались. Это объясняется прежде всего спецификой социально-исторического развития: на рубеже веков человечеству приходится жить и выживать в условиях экологического кризиса, ядерной опасности, обострения других глобальных проблем. Соответственно и социальное знание  приобрело новую форму: обсуждение научных проблем в значительной степени специализировалось. Возникли целые комплексы научных дисциплин и областей исследования, связанные с применением новейших количественных методов анализа, с использованием последних достижений информационной техники и методологии. Философия - в виде современной логики, философско-лингвистического анализа - хорошо вписалась в данный процесс. Можно было ожидать нового усиления позитивистских умонастроений в этих областях знания и в соответствующих разделах философии. В определенной степени так и произошло: специальное знание нередко обособляется от философии и даже противопоставляется ей. Но знаменательным оказалось то, что на вызов современной эпохи успешно ответила социальная философия,  занятая коренными для философского знания проблемами взаимодействия общества и индивида, прав и свобод человека, демократии, социальной справедливости, этических норм и ценностей.

Активное вмешательство философии в процесс получения и обобщения новых знаний об обществе, о социальной деятельности индивида проявилась, в частности, в том, что в центре многих частных дисциплин (в экономических, социологических, правовых, политических и других науках) оказалась проблематика нравственно-этического и философско-правового обоснования ("легитимации") специального социального знания. В спорах по этим проблемам, которые захватили юристов, социологов, историков, политологов, лингвистов, участвовали философы, придавшие дискуссиям теоретическую и методологическую направленность.

Давая общую характеристику новейшим дискуссиям, следует прежде всего отметить, что они сопровождались беспрецедентным со времен Локка, Юма, Канта или Гегеля "погружением" известных философов Америки и Европы в конкретную проблематику специального социально-гуманитарного знания, которое сопровождалось существенным изменением отношения специалистов к философии, ранее пренебрежительного, возникшего под влиянием позитивизма, наконец, сближением некоторых общетеоретических разделов гуманитарных дисциплин с философией - особенно с философией общества и политики, с философией языка и, конечно, с этикой. Видные философы

Запада - в их числе Р. Дворкин, Дж. Роулс, Р. Рорти, Ю. Хабермас, К.О. Апель, В. Хёсле, Ч. Тейлор - стали полноправными и авторитетными участниками специальных дискуссий юристов, политиков, социологов, экологов, лингвистов, культурологов. Результаты такого взаимодействия и междисциплинарного дискурса - с одной стороны, обогащение философских концепций, их проблемная модернизация; с другой стороны, насыщение социального знания философским содержанием, этизация как теоретико-методологических дискуссий в науках об обществе, так и практического социального-политического дискурса.

Другой важной предпосылкой выхода на новые рубежи социально-философских обобщений стал новый синтез подходов и методов на почве самой философии. Синтез, в частности, предполагал объединение прежде разрозненных логико-лингвистических, аналитических, феноменологических, герменевтических, экзистенциально-персоналистских методов, концепций и подходов философии, а также междисциплинарным объединением философских, социологических, психологических, лингвистических исследований. Стремление к синтезу сопровождалось небывало активным участием многих, и особенно крупных, философов в критическом размежевании с наиболее влиятельными позициями и подходами и прошлого и современности. Понятия "коммуникация" и "дискурс" не случайно сделались центральными в современной философии. Это отражает решающую тенденцию философии конца XX в., которая состоит в осмыслении традиционных проблем знания, познания, истины в контексте коммуникации, взаимодействия индивидов, в объединении проблематики субъективности с темами интерсубъективности, диалога, широкого обсуждения коренных проблем современного человечества. Конструктивный спор, соревнование позиций в пространстве демократически организованного дискурса мыслится одновременно и как способ разрешения социально-политических проблем, и как форма научно-теоретического, в том числе философско-этического, диалога.

Проблематика социально-философских дискуссий последних десятилетий настолько разнообразна, что выделить даже основные ее тенденции в небольшой главе не представляется возможным. Речь пойдет лишь о некоторых наиболее популярных новейших дискуссиях, которые уже принадлежат истории. Следует учесть, что рассмотренный ранее диалог современной культуры по проблемам модернизма-постмодернизма также во многом сопрягался с социальной философией и этикой. А попытки современных мыслителей предложить решение коренных социально-философских проблем со своей стороны неизбежно предполагали и размежевание с проектом модерна, и объективную зависимость от тех социально-философских, социально-политических традиций, которые возникли еще в новое время,  а в нашу эпоху должны были подвергнуться существенной трансформации.

Далее будут специально рассмотрены: дискуссии вокруг этики ответственности; дискуссии между "либералами" и "коммунитаристами", которые в 80-90-е годы были в центре социально-философской и социально-политической мысли Запада, дискуссии о философии коммуникации и этике дискурса. Но прежде одно уточнение. Распространено мнение, согласно которому главные идеи и линии этих дискуссий сформировались в США и что в дальнейшем они протекали, в основном, на американской почве. Действительно, из Северной Америки, в особенности из США интересующие нас здесь теоретические обсуждения, как правило, получали свои первые импульсы. Причина в том, что именно в динамически развивавшемся, обновлявшемся и пронизанном многими противоречиями американском обществе проблемы современной цивилизации (ее достижений и бед, социальных конфликтов и контрастов, противоречий научно-технического прогресса, преимуществ и издержек демократии, изменений нравственных принципов и ценностей и т.д.) приковывали к себе пристальное внимание широких слоев населения, политиков-практиков, ученых-теоретиков. Итак, верно, что дискуссии, о которых пойдет речь, нередко начинались в США. Однако уже в 70-х, а особенно в 80-90-х годах в них активно включились европейские мыслители. В наши дни споры в социальной философии и этике стали поистине международными, захватив философскую мысль стран Азии, Латинской Америки, Африки.

Как обстоит дело в России? Имена и сочинения главных действующих лиц западных дискуссий - Роулса, Рорти, Хабермаса и других иной раз упоминаются в работах и выступлениях социальных философов, политологов России. Однако реального участия в интернациональном дискурсе отечественные ученые (за исключением немногих специалистов по философии политики) не принимали. С этим связана весьма слабая информированность не только широкой публики, но и профессиональных философов нашей страны о новейших дискуссиях в западной социальной философии и этике последних десятилетий.

Просмотров: 1668
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » История философии: Запад-Россия-Восток (книга четвёртая. Философия XX в.)




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • Дискуссия между либералами и коммунитаристами в социальной философии и этике
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • МИНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
  • Научные исследования проблем социального государства в современной России
  • НИСЭПИ (Независимый институт социально-экономических и политических исследований)
  • ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Основные идеи философии Д. Юма
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  • Основные понятия и проблемы античной философии. Обзор
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Основные проблемы и идеи философии Камю
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • Основы учения Декарта в контексте философских дискуссий XVII в.
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Разработки и уточнения последних лет: Хабермас о возможности синтеза герменевтической и аналитической философии
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Схоластическая философия.Социокультурный контекст развития средневековой философии
  • Схоластический метод анализа философских проблем. Понятие схоластического метода
  • Тенденции и дискуссии западной философии последних десятилетий XX века. Введение
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Шеллинг: От философии свободы к философии откровения
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • Этапы дискуссий о модерне в философии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь