Экзистенциальная психотерапия

(existential psychotherapy) Ролло Мэй, один из главных ее представителей, утверждал, что Э. п. не представляет собой "школу". Она скорее характеризуется "определенной позицией по отношению к людям вообще и системой исходных допущений о роде человеческом". Вкратце, эта позиция заключается в принятии в качестве реального, значимого и легитимного бытия-в-мире-клиента - того уникального способа, каким клиент воспринимает себя и мир и задает направление своей жизни. Э. п., т. о., классифицируется как "третья сила" или гуманистически ориентированная психотерапия, хотя ранее она обозначалось как "экзистенциальный психоанализ", да и сейчас ее нередко называют "экзистенциальным анализом". Осн. на трудах таких философов как Кьеркегор, Гуссерль, Хайдеггер и Сартр, теорет. концепции и описания отдельных случаев зачастую сформулированы у экзистенциальных психотерапевтов на понятном только им самим языке. Так, они могут говорить, что бытие-в-мире имеет три различные формы: Umwelt, Mitwelt и Eigenwelt. Umwelt относится к осн. на биологии чел. формам поведения (сон, еда, экскреция, копуляция), имеющим целью выживание и удовлетворение инстинктивных потребностей. Mitwelt - к межличностным отношениям, в к-рых происходит "со-бытие" (sharing) или "встреча" (encounter) и, как результат этого, предотвращаются или смягчаются чувства одиночества или обособленности и обогащается жизнь. Eigenwelt относится к формам поведения, как самоанализ, самооценивание и самоопределение, предпринимаемым ради того, чтобы наполнить жизнь чел. смыслом. Анализ любого поведения выявляет поистине уникальные отношения чел. к биолог. природе, соц. окружению и самосознанию. С т. зр. экзистенциалистов, в биолог., культурных и ист. рамках мы вольны сделать из себя что захотим, решать кто мы и кем нам стать. Свобода, т. о., предполагает тяжелую - и потенциально пугающую - ответственность: формирование своей собственной судьбы. Но это становится проблемой лишь в том случае, если чел. осознает эту свободу. В примитивных и первобытных об-вах устойчивость культурных традиций обеспечивала преформированный "смысл жизни", скрывавший степень потенциальной индивидуальной свободы. Но в эпоху совр. индустриализации, урбанизма, секуляризации и научного прогресса старые взгляды на сущностную природу чел. стали подвергаться сомнению и часто не выдерживали испытания критическим разумом. Поэтому, в силу разных исторически обусловленных причин, совр. чел. (в особенности это проявилось в XX веке) может остро чувствовать бессмысленность жизни и недостаток межличностных уз, связывавших людей в недалеком прошлом. (Используя ранее приведенную терминологию, можно сказать, что утраченными оказываются Eigenwelt и Mitwelt, а жить лишь в одном Umwelt - явно недостаточно.) Э. п. яв-ся ответом тем людям, к-рые испытывают одиночество, тревогу, деперсонализацию и отчуждение. Для актуальной практики Э. п. специальный жаргон не характерен, хотя он и используется иногда в описаниях процедуры. Исходной и постоянной задачей психотерапевта яв-ся феноменологическая: как можно более полно понять реальность клиента - как он воспринимает себя, др. людей и мир природы, и, следовательно, какой смысл имеет для него эта жизнь (даже если этот смысл им не сознается). Это понимание предполагает высокий уровень эмпатии. Психотерапевт должен "заключить в скобки" или забыть на время о своих ценностях, перцептивных паттернах и т. п., чтобы как можно свободнее и глубже войти в мир другого. Этому процессу способствуют некоторые сознательные (хотя, в действительности, автоматизированные) исходные предпосылки. Клиенты достойны уважения. У каждого есть "прожитая реальность", отличная от таковой у любого др. человека. Поведение клиента, включая так называемые невротические или психотические паттерны, представляет собой попытки успешно совладать с окружающим миром, как он воспринимается субъектом (иногда, это просто попытки снизить уровень тревоги). Клиент несет ответственность за свое поведение. Взаимодействие психотерапевта и клиента обеспечивает почву для понимания терапевтом клиента, для самопонимания и самопринятия клиента и для появления у исто новых вариантов выбора. Пространственно-временной фокус в терапии устанавливается на переживании "здесь и сейчас", а не на прошлом. Благодаря ощущаемому пониманию и доверию, обеспечиваемым в терапевтических отношениях, и благодаря интенсивному исслед. текущих чувств, мыслей и влечений, клиент приходит к пониманию смысла, к-рый он вкладывал в свою жизнь до настоящего момента. Ему также становится легче распознать и обдумать без страха свои потенциальные возможности обогащения существования в том, что касается биолог. процессов, межличностных отношений и отношений с самим собой. В идеальном случае, клиент обнаруживает готовность подвергнуть себя необходимому риску, чтобы реализовать этот потенциал, и тем самым открывает или создает для себя более осмысленную жизнь. Э. п. имеет много общего с др. гуманистическими и ориентированными на настоящий момент видами терапии, к-рые, вероятно, в долгу перед ней. Многие принципы Э. п. стали сейчас составной частью др. вариантов гуманистической терапии, причем вклад этот пока не получил должного признания. Э. п. подвергалась и критике - утверждалось, что она слишком неоднородна, чтобы представлять собой целостную теорию; что ее терминология трудна для понимания или эзотерична, а ее эффективность не подтверждена эмпирическими методами. Кроме того, отмечалось, что для психотерапии имеют значение не только феноменологические данные. Приверженность феноменологическому материалу может обусловливать большее ограничение в понимании "прожитого существования" др. чел., чем это признают теоретики экзистенциального направления в психотер. См. также Философская психотерапия, Экзистенциализм Ф. Хансен

Просмотров: 748
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • «ДЛЯ СЕБЯ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЭТИКА, ИЛИ ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • Автор как переводчик себя
  • ДЛЯ СЕБЯ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • КЛАСС В СЕБЕ и КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС В СЕБЕ И КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Речь эгоцентрическая, или «речь для себя»
  • Самоубийство как образ жизни
  • Специальный жилой дом для пожилых людей
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • Фрейм -«как если бы»
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь