РЕДФИЛД (REDFIELD) Роберт (1897-1958)

- амер. этнограф, один из основоположников социоантропологии, проф. Чикаг. ун-та. В 20-х гг. начал многолетние полевые исследования среди индейцев Сев. Америки. В попытках теор. обобщения собранного материала обратился к методам социологии, став одним из видных представителей Чикаг. социол. школы. Вслед за Малиновским, вместе с Крёбером, Радклифф-Брауном и др. способствовал превращению этнографии из вспомогат. истор. дисциплины (истории для "неистор.", в осн. бесписьменных, народов) в самостоят, разновидность социол. исследований. Одновременно на методол. уровне разрабатывал понимание этнографии как части антропологии, науки о человеч. об-вах, объединяющей историю, социологию, культурологию.

В центре теоретико-методол. изысканий Р. были вопросы социальной и культурной эволюции человеч. об-в, в научно-практич. отношении он уделял осн. внимание новейшей стадии этой эволюции. Процессы перехода к совр. образу жизни и формам социальной организации Р. рассматривал в духе методол. традиции "идеальных полярных типов", указывая в качестве своих предшественников Г. Мейна ("семейное-индивидуальное"), Ф. Тенниса ("общность-об-во"), М. Вебера ("традиционное-рациональное"), Дюркгейма ("механич. солидарность - органич. солидарность"). Наиболее известной теор. формулой, разработанной Р. в рамках этой традиции, стала дихотомия "народного" и "городского" об-ва ("folk society - urban society"). Первый тип отличался от второго социальной нерасчлененностью и единообразием "фольклорной" культуры, изолированностью от внешнего мира и самодостаточностью. Он представлял "первобытный мир", процесс трансформации к-рого шел по линии социальной и культурной дифференциации, приводившей к возникновению "деревенско-городского континуума". Город становился осн. движущей силой социальных преобразований и культурных изменений.

Для оценки способа изменений и характера эволюц. процесса Р. предложил концепцию культурно-истор. континуума "большой" и "малой" традиций. Первая - рефлектированная, "традиция философии, теологии, лит-ры", она анализируется и перерабатывается, культивируется в особых институтах - школах и храмах. Вторая выражает непосредственно образ жизни  простых людей, культивируется в деревенских общинах. Традиции взаимозависимы и взаимно питают друг друга. "Большая" традиция кристаллизует, закрепляет и обобщает то, что накоплено "малой", и возвращает ей плоды своей деятельности. Так возникает единство культуры на более высоком, по сравнению с "первобытной" фольклорностью, цивилизационном уровне.

Отталкиваясь от понятий "малой" общности ("little community") и "малой" традиции, Р. пришел к категориям "крестьянского об-ва" и "крестьянской культуры", к-рые аналитически заняли среднее положение в дихотомии "народное об-во - городское об-во", вбирая в себя черты обоих полярных типов. Восприняв определение Крёбера ("часть-об-во с часть-культурой"), Р. развил трактовку крестьянства как полуавтономного сооб-ва в цивилизации, где гегемония принадлежит городу. Р. стал предшественником крестьяноведения, сформировавшегося в 60-х гг. комплексного цивилизационного подхода к аграрной истории человечества и аграрному строю об-ва. Представив крестьянство как универсальный социальный тип, а крестьянина как особый тип человеч. личности, Р. определил в качестве наиболее универсальной типологич. черты, объединяющей все истор. и культурно-геогр. типы крестьян, занятие сельским хозяйством как "средство к жизни и образ жизни".

Р. внес заметный вклад и в урбан-социологиго, разработав идею "первичной" и "вторичной" урбанизации. Его творчество отражало происходивший в 40-х гг. переход этнографов-антропологов от сосредоточения на "первобытных" общностях с простейшей социальной организацией к изучению разл. компонентов совр. цивилизации. В трудах Р. антропол. наука заявляла себя не столько предметом изучения, сколько целостным гуманитарным подходом. Унаследовав эволюционизм, характерный для предшествовавшей этнографии и классич. социологии, Р. внес в него значит, элемент культурного релятивизма. В духе гуманистич. традиции Нового времени Р. отстаивал ценность всех человеч. культур, независимо от стадий эволюции, на к-рых они находились. Характерным для него было критич. отношение к разл. проявлениям совр. цивилизации, к отчуждению и аномии, к-рые принесла концентрация людей в больших городах, к разрушению локальных культур и местных традиций.

Соч.: The Primitive World and its Transformations. Ithaca; N.Y., 1953; The Folk Culture ofYucatan. Chi., 1959; The Papers of Robert Redfield. Ed. by M.P. Redfield. V. 1: Human Nature and the Study of Society; V. 2: The Social Uses of Social Science. Chi.; L., 1962-63; The little Community and Peasant Society and Culture. Chi., 1969.

А. В. Гордон

Просмотров: 1352
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » С. Левит. Культурология. XX век. Энциклопедия., 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • ВЕЩЕСТВО, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы.
  • Механицизм как особый способ исследования
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • О.Конт как создатель социологии
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для новорожденных
  • Программы социальной поддержки пожилых людей
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • РЕДФИЛД (REDFIELD) Роберт
  • Самоубийство как образ жизни
  • Спенсер как создатель социологии
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (СЛУЖБЫ) ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
  • СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ (Ц.к. культурно-исторических типов, великих культур, локальных цивилизаций и т.п.)
  • Школа как культурно-образовательное пространство



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь