МАТЕРИАЛИЗМ

(от лат. materialis — вещественный) — одно из гл. философских направлений; признает объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, существующей вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой действительности. М. противоположен идеализму. Содержательная конфронтация, борьба между ними составляет ядро нсторико-философского процесса. Как идейное течение М. многогранен. Выделяют следующие виды М.: наивный (стихийный) М. (Лаоцзы, Ян Чжу, Ван Чун, школа локаята, Гераклит, Анаксагор. Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.) — характеризуется отсутствием логико-теоретической проработанности, обоснованности осн. посылок и принципов. К данному типу М. примыкает естественнонаучный М., оформляющийся как мировоззренческое обобщение учеными опыта своей работы на основе данных конкретных наук. Методологическая недостаточность, слабость этой разновидности М.— в “недодуманности” (Ленин), нестрогости, непоследовательности, несистематичности проведения материалистического ответа на основной вопрос философии,  в особенности применительно к проблемам, выходящим за пределы компетенции естествознания (проблемы истории, эстетики, социологии и т. п.). Метафизический М: (Ф. Бэкон, Гоббс, Гассенди. Спиноза, Локк) имеет множество модификаций в зависимости от того, какая черта бытия или мышления берется в качестве осн. и абсолютизируется. В целом для него специфичны две установки: 1) на рассмотрение природы как непосредственно данного, всегда равного себе, неразвивающегося целого, вращающегося в одних и тех же вечных и ограниченных кругах, и 2) на создание всеобъемлющей системы знания, фиксирующей истину как бы в окончательном и завершенном виде. Вульгарный материализм (Фогт, Бюхнер, Молешотт) — игнорирует социально-историческую природу сознания, трактуя последнее как непосредственное свойство мозга. Антропологический М. (Фейербах, Чернышевский) — недостроенный “доверху”: проведение М.в понимании природных явлений не сочетается здесь с М. в истолковании общественных реалий. Созданный Марксом и Энгельсом диалектический материализм  стремится к последовательному проведению принципов М. и диалектики и преодолению в силу этого недостатков старого М. (в т. ч. в понимании общественных отношений). Идейный синтез М. и диалектики дает начало философской теории нового типа, где мысль соединена с действием, научность с партийностью, объяснение с преобразованием, классовость с гуманистичностью. Принципы М. миросозерцания имеют важное методологическое и мировоззренческое значение. Через систему норм и регулятивов они целеориентируют и корректируют научную, творческую, практико-преобразующую, политическую деятельность. Воздействие М. на человеческую деятельность осуществляется как ее ценностная ориентация.  М. предполагает высокую идейную культуру, функционирующую как обобщение истории познания мира и раскрывающую общие закономерности, тенденции его развития. М.— динамическая, эволюционирующая система взглядов. Со всяким эпохальным научным открытием, переворотом, революцией, коренным образом преобразующим деятельность человека и об-ва, М. меняет форму. На протяжении истории М. как идеология исповедовался, как правило, передовыми, революционными классами, что объясняется его нацеленностью на отображение наиболее перспективных тенденций социального развития, на усвоение завоеваний науки и культуры, на поддержку просвещения и развенчание антиинтеллектуализма. В рамках осн. форм М. в истории философии существовали вариации, определяемые тем, как истолковывается материальное первоначало: как единая субстанция (материалистический монизм), множество материальных первоэлементов (материалистический плюрализм), как данное в ощущениях (материалистический эмпиризм) или в разуме (материалистический рационализм). Непрерывный прогресс об-ва и научного познания требует постоянного развития и конкретизации совр. М. Такое совершенствование М. осуществляется на основе всестороннего освоения, синтеза достижений науки, общественно-исторической практики, человеческой культуры в целом.

Просмотров: 1425
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Возникновение психологии как науки
  • Воля как характеристика сознания
  • Второе значение образования как результата
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • Знание как деятельность
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О.Конт как создатель социологии
  • Образование как система
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • ПОЗНАНИЕ  КАК  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Спенсер как создатель социологии
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • У истоков атомистических идей. Атом как первоначало
  • Школа как развивающаяся система
  • Школа как функционирующая система
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь