КОРОНА

(от лат. corona — венец) — особый драгоценный головной убор, символизирующий наивысшую ступень в иерархии и являющийся эмблемой верховной власти — божественной и земной. Короны появились еще в государствах древнего мира (Египет, Месопотамия, Рим), а с XI в. императорские, королевские, княжеские, герцогские, графские и другие короны распространились в Европе. В Европе короны в основном произошли от античных венков, а в древних государствах Двуречье, Египте и на Ближнем Востоке — от головных украшений жрецов. Они изготовлялись из драгоценных металлов — обычно из золота — и украшались драгоценными камнями и жемчугом. Короны имели форму тиары, шапки, диадемы, венка или обруча. Особенно знамениты короны Карла Великого, святого Стефана (венгерская), шапка Мономаха, ставшая короной при Иване III, и большая императорская корона Екатерины II. Корона присутствует в библейских (Христос, коронующий Деву Марию), мифологических (корона, которую держит в руках муза Мельпомена) и в многочисленных исторических сюжетах. В сцене распятия Христа две фигуры по обе стороны креста олицетворяют церковь и синагогу, что в глазах христианских теологов знаменовало конец Ветхого Завета и начало Нового, триумф православия над иудаизмом. Церковь в короне расположена справа от креста и держит чашу, в которую собирает кровь Спасителя. С поникшей головы Синагоги, стоящей слева с завязанными глазами, падает корона. Впервые изображение этих фигур широко использовалось в искусстве каролингского Возрождения и стало сюжетом соборной пластики XII–XIII вв. Двадцать четыре коронованных старца сидят на своих тронах по обе стороны от Христа на Страшном Суде. Венок из цветов тесно связан с римской богиней цветов Флорой и музой Терпсихорой, венок из колосьев — с богиней плодородия Церерой, из винограда — с богом виноделия Бахусом. Корона в виде перьев олицетворяет Америку как одну из четырех персонифицированных частей света в искусстве Контрреформации. Являясь атрибутом матери семи свободных искусств Философии, корона может быть украшена тремя головами, олицетворяющими три ветви философии — мораль, естественную природу и созерцание. В готической церковной скульптуре одна из христианских добродетелей — Надежда — часто изображалась протягивающей руки к короне, что символизировало надежду на будущую славу; в искусстве более позднего времени ей преподносит корону ангел. Сохранились исторические легенды об Александре Македонском, надевающем корону на голову Роксаны, дочери вождя Согдианы, или о стоящем на коленях царе Ассирии, вручающем корону легендарной основательнице древней Ниневии Семирамиде. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» повествует о том, как однажды фараон шутки ради надел корону на голову маленькому Моисею, которую тот сбросил и вспрыгнул на нее. Придворными это было воспринято как предзнаменование того, что Моисей свергнет фараона. Корона в различных формах была наградой за достижения в искусствах и победу в любви. Лаврового венка были удостоены Гомер, Данте и Вергилий. Кроме того, корона в форме тернового венца является атрибутом Христа, святого Иосифа Арифамейского, Людовика XI Святого и Марии Магдалины. Венок из оливковой ветви венчает голову христианской девы-мученицы Агнессы, обезглавленной в 13-летнем возрасте. Тройная корона является атрибутом францисканской монахини Елизаветы Венгерской (1207–1231), которая для францисканцев является символом женского милосердия. Тройная корона на голове бывшей принцессы из венгерской династии Арпад символизирует три ее ипостаси: девственницы, жены и вдовы. Как основной знак суверена корона вошла в средневековую геральдику со значением главного атрибута власти, указывающего также на степень этой власти, благодаря разработанной системе изображения, — от императорской до дворянской. В русской геральдике были приняты следующие виды корон: княжеская шапка темномалинового бархата с горностаевой опушкой и тремя золотыми дугами, усеянными жемчужинами, над которыми помещена золотая держава с крестом; графская золотая корона с девятью жемчужинами; российская баронская корона в виде золотого обруча, перевитого три раза жемчужной нитью; прибалтийская баронская золотая корона с семью жемчужинами; дворянская золотая корона с тремя листовидными зубцами и двумя жемчужинами между ними. В настоящее время у некоторых государств, не являющихся сейчас монархиями, в гербе сохраняется корона как историческая память: например, в Сан-Марино, Австрии и Сомалийской Демократической Республике. За последние годы все чаще корона стала использоваться в торговых марках и эмблемах. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Леонтьева Г. А. Палеография, хронология, археография, геральдика: Учебное пособие для вузов. М., 2000; Похлебкин В. В. Международная символика и эмблематика: (Опыт слов). М., 1989; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

Просмотров: 965
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.




Другие новости по теме:

  • «Золотая молодежь»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»
  • «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»
  • »ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • АТЕФ (Егип.) или Корона Гора
  • Венок
  • ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • Золотая Баба
  • Золотая свадьба
  • ИСКУССТВО (как психологическая данность)
  • Корона
  • Механицизм как особый способ исследования
  • Неискусство как искусство
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Память как знание
  • Прерогатива короны
  • ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ в искусстве
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТРИ-БХУВАНА или Три-лока
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь