ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ в искусстве

категории, с помощью к-рых в истории эстетики классифицировались виды искусства  (определяемые соответственно как пространственные и временные). К пространственным обычно относили такие иск-ва, в к-рых не обнаруживается движения,— архитектуру. скульптуру, живопись, графику, тогда как музыка, пантомима и балет, драма, разные виды словесного иск-ва относились к иск-вам временным. Несмотря на наличие определенных оснований для такой классификации, она подвергается пересмотру в совр. эстетике и искусствознании. Было показано, что человеческое восприятие пространственных изображений всегда осуществляется во В., оно всегда дискретно (прерывно). Художник облегчает это восприятие, обозначая в своем произв. те временные границы, в соответствии с к-рыми наше восприятие членится на отдельные ритмические такты. Эйзенштейн подчеркивал, что живописные произв. (напр., портрет М, Н. Ермоловой кисти В. А. Серова) содержат членения на части, соединяемые при их восприятии, что позволяет считать построение этих произв. подобным монтажному (Монтаж). Применительно к творчеству таких художников, как М. А. Врубель, П. Н. Филонов, можно говорить даже об относительной независимости отдельных микрофрагментов их картин. Т. обр., изобразительное иск-во, описывавшееся обычно вне В., оказалось по способу восприятия связанным с ним. Пересмотр суждений традиционной эстетики о П. и в. был связан также с широким применением по отношению к словесному иск-ву представлений о неразрывной связи П. и в., выработанных естественными науками в первой четверти XX в. В трудах Бахтина понятие хронотопа (от греч. chronos — время, topos — место) применено для описания и классификации разных видов литературных текстов (Текст художественный), в частности исторически сменявшихся типов романа. По словам англ. драматурга Д. Б. Пристли, характерное для большинства его пьес представление фабулы вне хронологической последовательности (со смещением временных границ и с перенесением из одной эпохи в др.) было подсказано ему книгой П. Д. Успенского о новой модели мира в совр. науке. Изменение представления о В. обнаруживается и в романе XX в., где (как, напр., в эпопее фр. писателя М. Пруста «В поисках утраченного времени») оно оказывается «центральным персонажем». Известный и ранее прием несовпадения последовательности сюжетного изображения событий с развертыванием фабулы в реальном В. особенно широко применяется в прозе, использующей «поток сознания» героя, в к-ром все реальные временные интервалы могут деформироваться. Параллельно с течениями в психологии, акцентирующими внимание на самых ранних образах, отпечатавшихся в бессознательной памяти, в прозе XX в. вырабатываются Способы худож. реконструкции восприятий раннего детства («Котик Летаев» Белого, «Перед восходом солнца» М. М. Зощенко и др.). В. как осн. тема пронизывает прозаическое и поэтическое творчество В. Хлебникова, позднее творчество В. П. Катаева. По отношению к изобразительным видам иск-ва проблемы П. наиболее детально исследованы в связи с символической функцией перспективы Панофским, Флоренским и Б. В. Раушенбахом. В трудах этих ученых, а также франкастеля показано, что свойственная европ. иск-ву после Ренессанса прямая перспектива возникает в связи с изменением представления о П. в и. Ранее же использовались др. перспективные принципы (близкие к чертежным в египетском иск-ве, иерархическая «обратная» перспектива в средневековой иконописи и т. п.). Определенный тип восприятия П. в и. становится в каждую конкретную эпоху стилистической нормой. Нейро-психологические особенности человеческого мозга (лево- и правополушар-ная его специализация) обусловливают многообразие возможностей восприятия П. и в. Это используется в эстетических целях так, что в каждом конкретном произв. иск-ва реализуются нек-рые из этих возможностей. Культурно-историческая и социальная обусловленность реализации категорий П. и в. в и. приводит к возникновению таких его форм, к-рые занимают промежуточное положение между теми видами иск-ва, к-рые в традиционной эстетике считались пространственными, и теми, к-рые считались временными. Так, в традиционной инд. культуре, где роль временных и особенно хронологических различий существенно меньше, чем в Европе, танец представляет собой смену дискретных поз, аналогичных разработанной в эстетике их классификации для скульптуры. Примером сближения временного иск-ва с пространственным (в традиционном их толковании) можно считать визуальную, или графическую, поэзию, широко распространившуюся в последнее время, но и

раньше, в начале XX в., интересовавшую таких рус. поэтов, как А. Белый, М. И. Цветаева и Маякоеский, разработавших особые графические приемы расположения частей стихотворной строки (столбиком или лесенкой). Технические изобретения способствуют распространению новых средств передачи информации (напр., документальное кино или прямая телевизионная передача), к-рые в принципе позволяют фиксировать события в реальном хронотопе. Именно развитие новых видов иск-ва со всей остротой ставит проблему эстетической сущности категорий П. и в. в и., позволяет нетрадиционно и углубленно осознать отличие реального и психологического П. и в. от П. и в. в и.

Просмотров: 3641
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • АННОТАЦИЯ КАК ПЕРИФЕРИЙНЫЙ ТЕКСТ МОНОГРАФИИ
  • Возникновение психологии как науки
  • Воля как характеристика сознания
  • Временные нервные связи
  • Животные как модели
  • ЗНАК, КРИТИКА ЕГО ТРАДИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • Коллективный иск
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Природа телевидения как искусства
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Танец как невербальное общение
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • Упирать на что-л
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Школа как культурно-образовательное пространство
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь