Реформа социальная

фран. reforme, от лат. reformo преобразовываю) преобразование, изменение, нововведение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не устраняющее основ существующей социально-политической структуры и наличного общественного строя. Рассматриваемая в историческом плане, Р. с. противостоит социально-политической революции, которая означает слом самих основ функционирования экономических и политических институтов данного общества. «Понятие реформы,отмечал В. И. Ленин,несомненно, противоположно понятию революции; забвение этой противоположности, забвение той грани, которая разделяет оба понятия, постоянно приводит к самым серьезным ошибкам во всех исторических рассуждениях. Но эта противоположность не абсолютна, эта грань не мертвая, а живая, подвижная грань, которую надо уметь определить в каждом отдельном конкретном случае». (Поли. собр. соч. Т. 20. С. 167). И это умение, по Ленину, заключается прежде всего в том, чтобы различать, в какой момент, при каких обстоятельствах следует действовать по-революционному, а при каких обстоятельствах-реформистски (см.: там же. Т. 44. С. 222-223). Соотношение Р. с. и революции обусловливается конкретно-историческим взаимодействием объективных и субъективных факторов, в том числе расстановкой классовых сил в международном масштабе и в каждой стране. В условиях классово-антагонистического общества Р. с., вследствие вынужденного характера (уступка со стороны господствующего класса своему классовому противнику), двойственна, противоречива и по содержанию, и по формам осуществления, и по влиянию на ход социальных процессов. Являясь шагом вперед в общественном развитии, Р. с. здесь предстает одновременно как мера, призванная предотвратить падение господствующих классов. Так, в современном капиталистическом обществе Р. с. используется правящими классами в качестве средства политического компромисса в классовой борьбе и обеспечения устойчивости сложившейся системы отношений, сохраняющей господство капиталистов и ослабляющей натиск революционных сил. В процессе построения и обновления социалистического общества относительная противоположность Р. с. и социальной революции, по-видимому, не устраняется. Как показывает новейшая история социализма, в социалистическом обществе неизбежны такие этапы его развития, когда происходит глубокая качественная перестройка сложившихся экономических, социальных и политических структур, всех сторон социальной жизни, требующая революционных действий масс. Путь более или менее постепенных изменений сменяется на какой-то период коренной, революционной ломкой мешающих развитию социальных отношений, институтов и учреждений. Например, перестройка, развернувшаяся в советском обществе, будучи революционным процессом, опирается на комплекс Р. с. в разных сферах общественной жизни: в экономической (радикальная реформа механизма хозяйствования и управления экономикой), в политической (реформа политической системы), в духовной (реформа системы образования и др.) и т. д. Суть этих реформ состоит в том, чтобы обеспечить демократизацию общественной жизни, вовлекая все более широкие массы трудящихся в процесс обновления социализма. Соотношение Р. с. и социальной революции одна из важнейших и сложнейших теоретических и практических проблем марксистско-ленинского обществознания, международного рабочего движения и революционного процесса в целом. Исторический опыт последних десятилетий по-новому обнажил некоторые грани этой проблемы, без теоретического уяснения которых невозможно правильно ориентироваться в перспективах радикальных общественных изменений в современном мире. Это, в частности, такие вопросы, как потенциальная цена революций и реформ, их гуманистическая направленность, созидательное начало, нравственная основа и ненасильственный характер, место компромиссов в революции и реформировании, судьбы и счастье людей, интересы которых затрагивают Р. с. и социальная революция, и др. Упрощенный, прямолинейный подход к данной проблеме, характерный для догматического обществознания эпохи застоя, все более вытесняется представлениями, в которых Р. с. и революция метафизически не противопоставляются друг другу, а переплетаются, выступают в качестве гармонически связанных противоположностей одного и того же процесса социального развития. Социологическая наука, изучая общественное мнение, выражающее отношение людей и социальных групп к проведению тех или иных Р. с., к их результатам, предоставляет обществу ценную информацию и практические рекомендации для управления социальными процессами, осуществлением Р. с., для революционных преобразований. Роль социальная нормативный образец поведения индивида, занимающего определенную социальную позицию (в обществе, группе, организации) и выполняющего соответствующие ей функции. Будучи членом общества, различных групп и организаций, занимая в них определенное место или позицию, выполняя свойственные этим позициям функции, индивид тем самым исполняет соответствующие Р. с.: например, главы семьи, работника, члена Советской социологической ассоциации, депутата и т. п. Одни из этих ролей индивид свободно выбирает, стремясь активно освоить (роли матери, отца), другие же заданы ему независимо от его желания и воли (роли женщины, мужчины, члена этнической группы). Р. с. характеризуется комплексом нормативных требований к поведению и ожиданий (экспектаций). Кроме того, с ней связываются определенные права и обязанности индивида, степень реализации которых зависит не только от содержания ролевых требований, но и от возможностей, качеств самого индивида, в связи с чем любая его роль персонифицируется и субъективируется. Таким образом, исполнение индивидом определенной Р. с. обусловлено не только объективными, но и субъективными факторами. Поскольку один и тот же индивид исполняет множество Р. с., то между ними возможны отношения как гармонии, так и дисгармонии. В последнем случае проявляются так называемые внутриили межролевые конфликты, возникающие на основе противоречий между различными ролевыми требованиями (хороший семьянин плохой специалист, способный инженер малокомпетентный руководитель и т. д.). В современном обществе наиболее сильные межролевые конфликты характерны для Р. с. женщины (женщина мать, жена и производственница, руководитель, депутат и т. д.). Понятие «роль», введенное в социальную науку американским антропологом Дж. Мидом, занимает центральное место в концепциях «ролевой теории» (Дж. Морено, Р. Линтон, Т. Сарбин, Э. Гоффман, Н. Гросс и др.), символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Шибутани, Н. Дензин и др.), структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон, Б. Малиновский, Э. Радклифф-Браун). Анализ Р. с. как значимого регулятора социального поведения находит все более широкое отражение в работах советских социологов и социальных психологов, в которых дается аргументированная критика абсолютизации значения Р. с. в организации общественной жизни и формировании индивидуального сознания, раскрывается диалектическая взаимосвязь между Р. с. как формальным, нормативно предписанным способом поведения и сознательным, творческим исполнением личностью социальных функций. Ролевая интерпретация человека является полезным инструментом познания и формирования его социальных характеристик. Однако структура личности не сводится только к совокупности Р. с. и проявлению ролевого поведения. Освоение Р. с., разрешение меж и внутриролевых конфликтов всегда предполагает устойчивую конкретную индивидуальность, которая в известном смысле может противостоять традиционным ролевым влияниям. Об этом свидетельствуют различные виды отклоняющегося поведения и, в первую очередь, инновационная активность человека (см. Инновация социальная), способного творить новые социальные ценности, нормы и роли.

Просмотров: 2337
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • "F93" Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста
  • "F94" Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • »ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • Динамика социальных институтов
  • ЗАКОН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  • Значение биологических и социальных факторов в формировании и развитии психических расстройств
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Классово-стратификационная структура общества (Социальная структура общества)
  • КЛАССОВО-СТРАТИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА)
  • КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ИЛИ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • Самоубийство как образ жизни
  • СВОБОДОМЫСЛИЕ В СОВРЕМЕННОМ БУРЖУАЗНОМ ОБЩЕСТВЕ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН В РОССИИ
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Телевидение: роль в современном российском обществе
  • Теория социальных групп
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Факторы гуманизации социальных отношений в организации
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь